Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Бернардо Бертолуччи" (2008)

В 1982 году Бернардо Бертолуччи перебрался в Лос-Анджелес, чтобы осуществить давно задуманный проект – экранизировать роман Дэшила Хэммета «Кровавая жатва». Режиссер провел четыре года в США, но проект так и не материализовался. Поняв бесплотность своих трудов, Бертолуччи отправился в Китай для съемок «Последнего императора». Этому периоду в жизни режиссера посвящен документальный фильм «Итальянский путешественник».

В 1973 году режиссер подвел черту своему увлечению Парижем, в 1982 году он разочаровался в Италии и решил перебраться на Дальний Запад. Перед этим Бертолуччи решает совершить финальный вояж по местам, оказавшим на него наибольшее влияние, начиная с родной Пармы.

Бернардо Бертолуччи родился в сельской местности и в его детские годы в кинотеатрах крутили в основном американское кино. Поэтому в одном из его главных фильмов, «Двадцатый век», действие происходит в пармском поместье и снимаются культовые американские актеры 1940х-1950х годов.  Но Бертолуччи вдохновлялся не только этим, поэтому его фильмы так не похожи друг на друга.

В 1982 году он еще человек, беззаветно влюбленный в свою стезю, и чувствующий себя живым только во время съемок очередного фильма. Он любит всех своих героев и транслирует это на кинопленку. Любовь Бертолуччи не несет никакого оттенка ханжества и из-за этого некие высоколобые наследники Верди пытаются запретить «коммунисту и порнографу» использовать имя композитора. Бертолуччи относится игриво к таким попыткам и всячески подкалывает подобных критиков.

-2

Любое искусство – это отражение потаенных мыслей и фантазий, в особенности фантазий о том, кем мы хотим быть и о чем мы мечтаем. Может быть мы хотим стать пятидесятилетним бродягой, приглашающим молодую и раскрепощенную девушку для реализации всех наших потаенных сексуальных желаний?  Чем не сюжет для фильма? Бертолуччи согласен с нами и снимает в 1973 году «Последнее танго в Париже».

Для реализации наших фантазий необходимы инструменты, каковыми в кино являются актеры. Бернардо Бертолуччи не прерывает связи с актерами, позволившими ему творить. Он найдет отдельные слова для каждого из них («Миражи. Призраки. Фантомы. Доминик Санда») и обязательно увидится с ними в Париже перед убытием из Старого Света. Но обретет ли он в США новое вдохновение?

-3

Проведя четыре года в США Бернардо Бертолуччи понимает, что некоторые проекты лучше оставить нереализованными и отправляется в Китай, чтобы снять фильм о человеке, который поначалу гнался за «призраком власти» и потом смог освободить себя в самом неожиданном месте. Поначалу для режиссера Китай ассоциировался с изощренными пытками, увиденными в детстве в иллюстрированной книге.

Настоящий Китай для режиссера оказался загадочной древней страной, которую он никогда не сможет полностью постичь. Поэтому после съемок «Последнего императора» он возвращается на Запад. Но год, проведенный в чужой культурной среде, в которой он смог снять фильм, позволил ему излечиться от пятилетнего творческого кризиса и снова полюбить Запад. И самое главное – он понял, что есть жизнь и вне рамок кино.

-4

Ряд документальных фильмов отличаются тяжеловесностью, но попадаются фильмы, в которых мы проживаем жизнь вместе с героем. Благодаря прекрасной работе Фернана Московица, зритель путешествует вместе с Бертолуччи, внимательно слушая его комментарии. «Итальянский путешественник» идет 50 минут, но режиссер смог уместить в них 5 лет и после просмотра жалеешь, что Бернардо Бертолуччи не взял нас с собой в дальнейшее путешествие.

Посмотрите этот фильм, благо он есть на Youtube.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/69453.html.

Ставьте лайк и подписывайтесь на меня - у меня много интересного!

Еще материалы о Бернардо Бертолуччи:

1. Конформист (1970).
2. Двадцатый век (1976).
3. Под покровом небес (1990).