Культ смерти является неотъемлемой частью культуры практически всех народов, когда-либо существовавших на нашей планете. Причина этому кроется в интересе человека заглянуть за «грань дозволенного», узнать, что его ждет после смерти. А в виду того, что каждый народ имел собственную картину загробного мира, то и обряды ухода в этот «мир» у каждого были свои. Однако общей чертой всех погребальных обрядов была цель обеспечить максимально комфортное существование покойника на «том свете».
У ряда культур было представление о том, что жизнь в загробном мире ничем не отличается от их обычного существования. Следовательно, ему понадобятся и те предметы, которыми о пользовался при жизни. В том числе и его тело. Поэтому с древнейших времен люди применяли бальзамирование - метод предотвращения гниения трупов или отдельных органов, применяемый для сохранения тел людей после их смерти. Данный метод применяется и по сей день, но он уже не несет того сакрального смысла. Который имел у народов древности.
Однако почему-то когда говорят о бальзамировании, всем вспоминается только два момента: Ильич Владимир Ильич Ульянов-Ленин и мумии из Древнего Египта. И да, опережу свой рассказ и скажу вам: между этими двумя фактами есть связь. Однако бальзамированием владели и другие народности, им промышляли и в более позднее время, а иногда оно происходило случайно. Поэтому в данной статье представлю Вам Топ-5 моих любимых мумий и баек о мумификации. Фото ко всему не обещаю, но ссылки на пару историй скину. Поэтому уберите детей/беременных/впечатлительных от экранов - мы начинаем!
5 место: Скандальная мумия египетской певицы из Эрмитажа.
Начнем мы с матчасти. Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Египтяне верили, что ремесло бальзамирования досталось им от богов (для ознакомления с этим совету читать легенду-Санта-Барбару об Асирисе).
Первые мумии относятся к началу Династического периода. С ходом времени технологии бальзамирования совершенствовались, мумии старались делать все более похожими на живое человеческое тело (роспись красками, под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека). Мумифицировали не только людей, но также и кошек, к которым у египтян было особое отношение. Но в целом технология мумификации оставалась традиционна на протяжении всего существования цивилизации. Первым делом из умершего вытаскивали весь его "богаты внутренний мир", т.е. органы с помощью специальных инструментов. Мозг египтяне выкидывали сразу после извлечения, т. к. не имели представлений о его функциональной значимости. Далее тело и ряд органов, которые, по мнению египтян, должны были пригодится умершему в загробном мире, "вымачивали" длительное время в специальных растворах и эфирных маслах. После этого тело высушивалось и оборачивалось в специальную ткань и (или) помещалось в картонаж - этакое папье-маше из ткани или папируса, которое делалось отдельно от мумии, а потом разрезалось и мумия туда заходила, как старые телефоны в чехол. Разрез для красоты и сохранности тела зашивался тонкими ниточками. Стоит отметить, что картонаж расписывали подобно саркофагам.
А куда же девали сушеные органы? - спросите Вы. Органы помещались в специальные баночки канопы. И каждому органу соответствовала своя крышечка. В канопе с изображением Амсета содержалась печень, с Кебехсенуфом - кишечник, с Дуамутефом - желудок, а с Хапи - легкие.
Однако теперь вернемся к самой виновнице пятой строчки - мумии певицы из Государственного Эрмитажа и наконец-то поймем: а чего ж она скандальная. Здесь лучше всего подойдет строчка из песни: "Она была хороша словно сон. Но потом оказалось, что она - это он...". А теперь по порядку. Дело в том, что после проведения в 2017 году экспертизы, ученые из Эрмитажа и медики одного из питерских центров узнали, что мумия певицы Бабат на самом деле кастрированный командир привратников Па-кеш, который в принципе является ровесником певицы. Но сотрудники Эрмитажа не приуныли от такого расклада. Причину сей оплошности нашли в неправильно составленных бумагах 19 века, а сама певица Бабат где-то прячется среди эрмитажных мумий. Так сказать, суслика не видно, но он есть.
Фул новости ищите здесь: https://tass.ru/kultura/4612993
4 место: Мумия вождя из Пятого Пазарыкского кургана.
С этим другом все более прозаичнее. От себя отмечу, что залы с Пазарыкской культурой - одни из моих самых любимых в Эрмитаже. И именно они мною любимы из-за огромного числа мумий, представленных на экспозиции.
Однако вернемся к нашему вождю. Пазырыкские курганоы – захоронения на Алтае скифских времен. Относительно пантеона богов алтайских племен ничего не известно. Однако археологически засвидетельствовано, что вера в загробную жизнь была связана с представлениями о необходимости сохранения тела покойного. Вождь скончался в возрасте около 55 лет. Препарирование тела осуществлено довольно профессионально, но не настолько искусно в сравнении с мумиями Древнего Египта. Вывод об этом можно сделать по довольно крупным швам, сделанным в результате извлечения внутренних органов. Внутренности и мышцы удалены полностью без повреждений суставов. Пустоты заполнены рублеными стеблями растений и конским волосом. Разрезы зашиты нитками из конского волоса. На теле вождя имелись татуировки, которые не заметны на темной коже, но были выявлены в результате просвечивания инфракрасными лучами. Изображения располагаются на спине, плечах, руках и ногах. Самая большая татуировка в виде хищника породы кошачьих охватывает левое плечо. Крупная голова зверя, повернутая в профиль, занимает все плечо спереди, задняя часть туловища, лапы и хвост располагаются на спине. Есть у меня один знакомый, который эти самые тату даже повторил, набив себе рукав как у вождя. Но вышел тот еще партак. Но для своего города он - молодой и горячий учитель, который продвигает историческую науку как может. А по вашему мнению он кто?
3 место: Мумии из усыпальницы Радзивиллов.
Радзивиллы - древний литовский род, который оставил неоднократные следы в истории и культуре нашей страны и нашей страны-подруги - Белоруссии. Тут вам и летопись с картинками, и мини Рим в провинции, и первая и богатая протомузейная коллекция, а также скандалы, интриги и расследования. За этим всем советую ехать в Несвиж в собор. Но будьте на чеку - классная экскурсия, на которую впихнет вас женщина-смотритель-охранник со странным польским акцентом ничерта не бесплатная. Поэтому имейте с собой хотя бы 10 белорусских рублей наликом.
Но от темы что-то я ушла. Вернемся к мумиям Радзивиллов. Собственно под собором есть склеп, в который никого не пускают, а там мумии. Технология мумификации, как и многое другое, связанное с Радзивиллами, также окутана мифами и легендами. Согласно одной из, методы и рецепты средств мумификаци Сиротка, родоначальник склепа, привез с собой на родную землю из Египта. На себе же он данный метод и опробовал. А также сам и стал тем, от кого советские ученые и "узнали" метод консервации тел Радзивиллов, проведя изучение его тела.
Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими веществами — не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани высыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась. Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до определенного момента, пока газы не создавали предельного давления, при котором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло можно было увидеть лицо покойника.
2 место: Мумия советского вождя - В.И.Ленина.
Данная мумия известна каждому советскому и российскому гражданину. На нее ходят смотреть миллионы туристов, приезжающих в Москву. Ради нее выстраиваются очереди. Вопрос о ее погребении не менее политичен, чем отношения с Украиной. И да, все это об одном субтильном, но очень привлекательном и харизматичном вожде - В.И. Ленине, который велик и авторитетен даже спустя почти век после своей смерти.
Но вернемся к более прозаичной вещи - мумификации вождя. Ленина еще при жизни сделали святым. Поэтому «вечное» сохранение его тела являлось логичным продолжением такой политики. Изначально бальзамирование было проведено с целью предоставления возможности народу попрощаться со своим вождем. Мера была временной, т.к. сам Владимир Ильич даже не помышлял о вечном увековечивании. Однако с приходом к власти другого великого нашего вождя - Иосифа Виссарионовича Сталина - дело приняло другой оборот. По его инициативе и инициативе другого партийного деятеля, Леонида Красина, было решено забальзамировать тело вождя и предоставить его на показ народу в строго идеологических целях (еще один символ социалистической мощи). Изначально планировалось заморозить тело, для этого даже было закуплено специальное немецкое оборудование. Однако неожиданно в борьбу за сохранность тела вмешался видный биохимик Борис Збарский. Он убедил высшее партийное руководство, что замороженное тело все равно будет подвергаться разложению, а главное, демонстрировать его в таком виде проблематично из-за изменения цвета кожи. Ему и паталогоанатому из Харькова Владимиру Воробьеву поручили заняться бальзамированием. Так же сыграло на руку и то, что немецкая фирма, у которой заказали морозильное оборудование, затянула его поставку, так что альтернативный вариант отпал сам собой.
Новое бальзамирование началось в конце марта 1924 года. На теле Ленина сделали 20 разрезов, чтобы жидкость лучше проникала в полости и мышцы. Появившиеся на трупе пятна удаляли с помощью инъекций уксусной кислоты. В черепе просверлили несколько отверстий для проникновения раствора. Глаза удалили, вставив вместо них стеклянные шарики. Рот аккуратно зашили. В июне тело Ленина показали делегатам Коминтерна и родственникам. Реакция была следующая: Крупская молча плакала, а брат Ленина, Дмитрий, сказал, что Владимир Ильич лежит как живой, что свидетельствовало об успешном выполнении партийного задания. Дальше все развивалось по следующему сценарию: советским гражданам было объявлено, что Ленин будет с ними всегда, через неделю Мавзолей вождя открыл двери для посетителей. В дальнейшем раз в несколько лет созывались специальные комиссии, которые должны были оценить состояние тела Ильича. Сейчас его периодически купают в специальных растворах. Под одеждой вождя скрыт резиновый «костюм», удерживающий бальзамирующую жидкость. Если бы не эти действия, тело бы ссохлось и напоминало египетские мумии.
Как это происходит, можете посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=7TtHjxwxm1Y . НЕРВНЫМ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ!!!
1 место: Петербургские мумии.
На первом месте у меня расположилось две моих любимых байки из чудесного, любимого и родного мистического Петербурга. Сразу отмечу, что технология мумификации тел в этих историях такова: происходит естественная мумификация тела под воздействием внешних факторов и окружающей среды.
Первая история будет о так называемых девяткинских мумиях. Стоит отметить, что район Мурино-Девяткино никогда не отличался своей мирностью и спокойствием. Мне он откровенно не нравится: на выселках высится ряд высоток, цены на квартиры в которых почему-то неадекватно высокие. Но история наша связана с их постройкой. При проведении ряда подготовительных работ в данном райончике строители начали находить хорошо сохранившиеся тела, которые в ходе медицинской экспертизы оказались принадлежащими отчаянным жертвам разборок лихих 90-х. Причина их хорошей сохранности кроется в том что Девяткино - это север города. Почвы здесь, как и в Новгороде, болотистые. Точнее это большое болото (и я сейчас не о своих впечатлениях). А если вы хоть немного знакомы с археологией севера, то вы должны знать, что болото является отличным консервантом (поэтому на севере деревянное ДПИ и зодчество находится археологами в таких неплохих масштабах). Поэтому и сохранились наши жертвы так хорошо. Хоть где-то ребятам повезло...
Вторая история является моей любимой. Еще где-то по весне в ВК в узких околомузейных кругах вертелся комикс о том, что место музейного смотрителя, как должность вождя - посмертна. Однако оказалось, что у истории есть прообраз (нет, не по этой истории комикс рисовался! Но параллель провести можно). Работала при музее медицинской академии бабусенька-смотритель. Сидела она спокойненько у окошечка, наблюдала, чтобы студенты-медики, всегда немного сумасшедшие от своей будущей профессии, чего с экспонатами не натворили. И стало однажды ей плохо, но никто этого не заметил. Так что, как говорят в новостях, смерть наступила мгновенно. Однако тело обнаружили лишь к весне, когда почуяли запах разложения. У вас, вероятно, возникнет вопрос: почему не раньше? А дело в том, что форточка у места кончины была открыта, а питерские зимы бывают ох как холодны. Да и музеи у нас не слишком хорошо топятся - температурно-влажностный режим, все дела. Поэтому и замумифицировалось тело естественным образом. А дальше обнаружившие тело сотрудники решили, что добру (телу) пропадать не гоже. Замумифицировали они смотрительницу уже окончательно, а заодно и замузеефицировали тоже. Вот такая вот история.
КОНЕЦ!