Сражение при Оурики состоялось 25 июля 1139 года. Это важная битва не только в ходе Реконкисты, но и на этапе становления Португалии как независимого государства. Португальцы особенно трепетно относятся к этому важному событию. В честь этого даже отчеканили монету. Битва произошла за год до того как Афонсу I стал королем. А стать очень известным этому событию помогли три серьезные причины:
- факт
- миф
- демифологизация
Фактом был бой с маврами, состоялся во время одного из набегов, которые христиане часто устраивали на территорию мавров, да бы завладеть скотом, рабами и другой добычей. В виду того, что это набег, то большие силы на него и не направлялись, делая ставку на оперативность. Тем более было неожиданностью встретить на своём пути войско мавров, численностью превосходящее христиан.
Произошло это на полях Оурики, так в Средневековье назывался район Нижнего Алентежу.
Это местонахождение дало много повод для споров историков, которые считали странным фактом то, что Афонсу решил так далеко углубиться на территорию проживания мавров, в то самое время, когда самым удаленным пунктом границы был город Лейрия. Расстояние между ними около 300 километров. Но, вероятно, подобные набеги были не чем-то из ряда вон выходящим, так как источники (жития святых) сообщают даже о походах до Севильи.
Об этом сражении мало что можно сказать с уверенностью. В источниках говорится о большом количестве мавров, но мы с вами прекрасно понимаем тот момент, что когда хотели показать значимость победы (или причины поражения) численное превосходство противника всегда увеличивалось самым простым путём - добавлением "0" или больше на конце. Так же и с этим сражением, где цифры о войске мавров колеблются от 10 000 до 400 000 человек.
Несмотря на это, именно вокруг этого события и возник миф, который приобретает большую значимость в истории Португалии. Не известно, когда возникла идея сего чуда. Не исключено, что и в день самого сражения. По случайному совпадению в этот день церковью отмечался праздник Сантьяго, апостола из Компостелы. Сантьяго вменялось народной молвой покровительство над христианами в борьбе против мавров, одно из имён его было "Убийца мавров". Сантьяго невозможно было превзойти в такого рода ситуациях. Особенно когда речь шла о его дне, он не сходил со своего белого коня, приходя на помощь христианам. Слава о его чудесах распространялась в основном в Галисии, но дошла и до Португалии. Жители Коимбры непосредственно столкнулись с этим, когда король Леона Фернандо I отвоевал город у мавров, там появился Сантьяго, поскольку взятие города произошло в его день. Этот факт не был забыт и проповедники напомнили о нем в проповедях. У известного в XIII веке монаха-проповедника из Коимбры — брата Паю среди проповедей была одна, непосредственно посвященная этой теме. Однако не он являлся ее автором: ее приводит автор «Силосской хроники», относящейся еще к началу XII века.
Первоначально, «Оурикское чудо», скорее всего, было лишь одним из цикла чудес Сантьяго. Возможно, что к этому имеют отношение плиты, найденные в Португалии, на которых святой изображен отрубающим головы маврам; изображение одной из них позже было принято в качестве герба города Эвора. Эти плиты идентичны тем, что найдены в разных районах Галисии; они тоже рассказывают о подобных чудесах. Правда, на одной из них присутствует удивительная деталь: в небе, над мечом святого, парит щит с изображением пяти малых щитов. С давних времен эту эмблему легенда связывает с Оурики. И уже в первых португальских ссылках на чудо есть упоминание Сантьяго, где победа была добыта благодаря Божественной помощи и «покровительству Сантьяго, в день которого это свершилось», говорится в «Житии св. Теотония».
Однако Сантьяго было суждено исчезнуть из легенды. Во время войны Португалии против Кастилии он стал покровителем врагов Португалии, и пришлось заменить его на святого Георгия, которого «одолжили» у англичан. Непозволительно было присваивать кастильскому святому победу, которая положила начало независимости, оспаривавшейся в ту пору той же Кастилией. Впервые полностью рассказ о чуде появился в хронике первых семи королей Португалии, написанной в 1419 г. Источник — «Житие св. Теотония», в котором говорится, что Афонсу Энрикиш воодушевлял португальцев, обещая, что Бог им поможет, а Сантьяго, «чей день сегодня», станет их графом. Но затем автор излагает подробнее историю и приписывает чудо исключительно Иисусу Христу. Версия 1419 г. стала источником для всех последующих, но в них Сантьяго уже не фигурирует.
За первой метаморфозой легенды, возникшей из антикастильских настроений XV в., последовала вторая, вдохновленная теперь уже антииспанскими настроениями XVII в. Легенда получила развитие и была закреплена как факт с помощью «юридических актов», изготовленных в Алкобасе (Алкобаса — город в 180 км к северу от Лиссабона. До XVIII в. духовный центр страны). С тех пор Оурики служил политическим аргументом: личное вмешательство Всевышнего было доказательством того, что независимое португальское государство есть часть Божьего, а значит, незыблемого порядка на земле. Во время испанского господства легенда приобрела популярность в народе и служила символом сопротивления.
Так, из одного из обычных событий того времени, появилась легенда.