Найти в Дзене
hisgeomen

Мифы и факты. Сражение при Оурики.

Сражение при Оурики состоялось 25 июля 1139 года. Это важная битва не только в ходе Реконкисты, но и на этапе становления Португалии как независимого государства. Португальцы особенно трепетно относятся к этому важному событию. В честь этого даже отчеканили монету. Битва произошла за год до того как Афонсу I стал королем. А стать очень известным этому событию помогли три серьезные причины: Фактом был бой с маврами, состоялся во время одного из набегов, которые христиане часто устраивали на территорию мавров, да бы завладеть скотом, рабами и другой добычей. В виду того, что это набег, то большие силы на него и не направлялись, делая ставку на оперативность. Тем более было неожиданностью встретить на своём пути войско мавров, численностью превосходящее христиан. Произошло это на полях Оурики, так в Средневековье назывался район Нижнего Алентежу. Это местонахождение дало много повод для споров историков, которые считали странным фактом то, что Афонсу решил так далеко углубиться на терри
Сражение португальцев с маврами при Оурики 25 июля 1139 года.
Сражение португальцев с маврами при Оурики 25 июля 1139 года.

Сражение при Оурики состоялось 25 июля 1139 года. Это важная битва не только в ходе Реконкисты, но и на этапе становления Португалии как независимого государства. Португальцы особенно трепетно относятся к этому важному событию. В честь этого даже отчеканили монету. Битва произошла за год до того как Афонсу I стал королем. А стать очень известным этому событию помогли три серьезные причины:

  • факт
  • миф
  • демифологизация

Фактом был бой с маврами, состоялся во время одного из набегов, которые христиане часто устраивали на территорию мавров, да бы завладеть скотом, рабами и другой добычей. В виду того, что это набег, то большие силы на него и не направлялись, делая ставку на оперативность. Тем более было неожиданностью встретить на своём пути войско мавров, численностью превосходящее христиан.

Произошло это на полях Оурики, так в Средневековье назывался район Нижнего Алентежу.

Регион Алентежу выделен красным цветом.
Регион Алентежу выделен красным цветом.

Это местонахождение дало много повод для споров историков, которые считали странным фактом то, что Афонсу решил так далеко углубиться на территорию проживания мавров, в то самое время, когда самым удаленным пунктом границы был город Лейрия. Расстояние между ними около 300 километров. Но, вероятно, подобные набеги были не чем-то из ряда вон выходящим, так как источники (жития святых) сообщают даже о походах до Севильи.

Об этом сражении мало что можно сказать с уверенностью. В источниках говорится о большом количестве мавров, но мы с вами прекрасно понимаем тот момент, что когда хотели показать значимость победы (или причины поражения) численное превосходство противника всегда увеличивалось самым простым путём - добавлением "0" или больше на конце. Так же и с этим сражением, где цифры о войске мавров колеблются от 10 000 до 400 000 человек.

Несмотря на это, именно вокруг этого события и возник миф, который приобретает большую значимость в истории Португалии. Не известно, когда возникла идея сего чуда. Не исключено, что и в день самого сражения. По случайному совпадению в этот день церковью отмечался праздник Сантьяго, апостола из Компостелы. Сантьяго вменялось народной молвой покровительство над христианами в борьбе против мавров, одно из имён его было "Убийца мавров". Сантьяго невозможно было превзойти в такого рода ситуациях. Особенно когда речь шла о его дне, он не сходил со своего белого коня, приходя на помощь христианам. Слава о его чудесах распространялась в основном в Галисии, но дошла и до Португалии. Жители Коимбры непосредственно столкнулись с этим, когда король Леона Фернандо I отвоевал город у мавров, там появился Сантьяго, поскольку взятие города произошло в его день. Этот факт не был забыт и проповедники напомнили о нем в проповедях. У известного в XIII веке монаха-проповедника из Коимбры — брата Паю среди проповедей была одна, непосредственно посвященная этой теме. Однако не он являлся ее автором: ее приводит автор «Силосской хроники», относящейся еще к началу XII века.

"Убийца мавров"  Сантьяго т.е. Иаков, один из 12 апостолов.
"Убийца мавров" Сантьяго т.е. Иаков, один из 12 апостолов.

Первоначально, «Оурикское чудо», скорее всего, было лишь одним из цикла чудес Сантьяго. Возможно, что к этому имеют отношение плиты, найденные в Португалии, на которых святой изображен отрубающим головы маврам; изображение одной из них позже было принято в качестве герба города Эвора. Эти плиты идентичны тем, что найдены в разных районах Галисии; они тоже рассказывают о подобных чудесах. Правда, на одной из них присутствует удивительная деталь: в небе, над мечом святого, парит щит с изображением пяти малых щитов. С давних времен эту эмблему легенда связывает с Оурики. И уже в первых португальских ссылках на чудо есть упоминание Сантьяго, где победа была добыта благодаря Божественной помощи и «покровительству Сантьяго, в день которого это свершилось», говорится в «Житии св. Теотония».

Однако Сантьяго было суждено исчезнуть из легенды. Во время войны Португалии против Кастилии он стал покровителем врагов Португалии, и пришлось заменить его на святого Георгия, которого «одолжили» у англичан. Непозволительно было присваивать кастильскому святому победу, которая положила начало независимости, оспаривавшейся в ту пору той же Кастилией. Впервые полностью рассказ о чуде появился в хронике первых семи королей Португалии, написанной в 1419 г. Источник — «Житие св. Теотония», в котором говорится, что Афонсу Энрикиш воодушевлял португальцев, обещая, что Бог им поможет, а Сантьяго, «чей день сегодня», станет их графом. Но затем автор излагает подробнее историю и приписывает чудо исключительно Иисусу Христу. Версия 1419 г. стала источником для всех последующих, но в них Сантьяго уже не фигурирует.

За первой метаморфозой легенды, возникшей из антикастильских настроений XV в., последовала вторая, вдохновленная теперь уже антииспанскими настроениями XVII в. Легенда получила развитие и была закреплена как факт с помощью «юридических актов», изготовленных в Алкобасе (Алкобаса — город в 180 км к северу от Лиссабона. До XVIII в. духовный центр страны). С тех пор Оурики служил политическим аргументом: личное вмешательство Всевышнего было доказательством того, что независимое португальское государство есть часть Божьего, а значит, незыблемого порядка на земле. Во время испанского господства легенда приобрела популярность в народе и служила символом сопротивления.

Так, из одного из обычных событий того времени, появилась легенда.