Найти в Дзене
Егор Шиенков

Датаизм - единственная религия будущего

Датаизм - это философская, даже религиозная концепция, которая возводит данные в ранг фундаментальной основы существования всего. Можно сказать, что идея совсем свежая, поскольку впервые понятие это было озвучено американским писателем Девидом Бруксом только в 2013 году и затем достаточно подробно раскрыто Ювалем Ноем Харари в своей новой книге «HOMO DEUS. Краткая история будущего» в 2018. Но, с другой стороны, есть все основания утверждать, что концепция совсем не нова, поскольку является компиляцией давно известных идей и научных теорий. Как апологет Датаизма хочу заметить, что часто это понятие дисконтируют до всего лишь очередного определения современного мира, с повсеместным распространением цифровизации. Якобы Датаизм – это цифровая экономика, социальные сети, BigData и тому подобное. Это неверное понимание концепции, а точнее полное ее непонимание. Да, Датаизм - это BigData, но не в бытовом и даже не в промышленном, а в фундаментальном, мировоззренческом понимании. Ведь что так

Датаизм - это философская, даже религиозная концепция, которая возводит данные в ранг фундаментальной основы существования всего. Можно сказать, что идея совсем свежая, поскольку впервые понятие это было озвучено американским писателем Девидом Бруксом только в 2013 году и затем достаточно подробно раскрыто Ювалем Ноем Харари в своей новой книге «HOMO DEUS. Краткая история будущего» в 2018. Но, с другой стороны, есть все основания утверждать, что концепция совсем не нова, поскольку является компиляцией давно известных идей и научных теорий.

Как апологет Датаизма хочу заметить, что часто это понятие дисконтируют до всего лишь очередного определения современного мира, с повсеместным распространением цифровизации. Якобы Датаизм – это цифровая экономика, социальные сети, BigData и тому подобное. Это неверное понимание концепции, а точнее полное ее непонимание.

Да, Датаизм - это BigData, но не в бытовом и даже не в промышленном, а в фундаментальном, мировоззренческом понимании.

Ведь что такое BigData? Big Data характеризуется концепцией трех V: Volume — объем данных, Velocity — необходимость обрабатывать информацию с большой скоростью, Variety — многообразие и часто недостаточная структурированность данных. То есть это не просто большой массив данных: это собранный, сложный массив данных, который, по этой причине, крайне труден для обработки.

Показательным примером BigData может послужить система видеонаблюдения какого-нибудь крупного мегаполиса, например, Москвы. Как известно в Москве устанавливают все больше камер наружного наблюдения, и все эти камеры ведут запись. Но не многие задумываются о том, что с этими видеоданными потом делают. А ответ: ничего. Их просто невозможно обработать. Даже если на видео запечатлено что-то значительное, например, уличное преступление, никто об этом никогда не узнает, поскольку эти записи никто не смотрит. Обработка такого массива информации на текущем технологическом уровне просто невозможно, во-первых, потому что ее слишком много, а, во-вторых, потому что она слишком разная.

Нам удается использовать только небольшие ее части. Например, если известно из других источников где и когда произошло событие, запись которого необходимо просмотреть. Или если у нас есть четкий алгоритм обработки записей однотипных событий, например, регистрация автомобилей, которые двигаются со скоростью выше заданного порога.

Так вот, чтобы получить понимание, что такое Датаизма, необходимо, экстраполировать понятие BigData до масштаба устройства мира.

Мир для нас не имеет объективного существования – это только информация о нем, которую мы получаем по доступным нам каналам. Изучение окружающей нас действительности сводится к анализу данных и выявлению закономерностей. Чем больше данных – тем сложнее этот анализ, следовательно, чем выше способность анализа, тем лучше. А значит способность обрабатывать данные – это самое важное, что есть в мире.

Все наши точные науки основаны на эмпирическом познании и последующем описании мира, или, иными словами, на сборе данных о различных явлениях, выявлении закономерностей и представлении их в виде законов с помощью имеющегося математического аппарата.

Человек завоевал эту планету не потому, что был самым сильным или самым быстрым, и даже не потому, что был самым умным (хотя это и так). Секрет господства человечества на земле в способности обрабатывать информацию лучше, чем кто-бы то ни было на планете. Вся наша цивилизация построена на сборе, передаче, хранении и обработке данных. Мы объединяемся в различные формы организации от научных институтов до целых стран чтобы как можно эффективнее обрабатывать данные и обмениваться информацией.

Итак, данные – это единственное, что мы знаем о вселенной. Передача, хранение и обработка данных – это единственное, что мы можем с этим сделать.

Но если данные – это основа всего, почему тогда о датаизме заговорили только сейчас?

Дело в том, что только сейчас появились технические средства, которые способны собирать и систематизировать данные в больших (хотя пока еще в недостаточно больших) объемах. Мы близки как никогда к тому, чтобы полностью подчинить себе упомянутые три V.

Способность собрать и обработать ВСЕ данные не просто даст нам возможность контролировать ВСЁ, что происходит в мире, начиная от предсказания погоды, до поимки мелкого воришки на улице. В самой конечной стадии этого процесса мы будем знать вообще ВСЁ. Не только законы вселенной, описание всех процессов, но и наше будущее. Ведь будущее – это тоже всего лишь результат реализуемых закономерностей, которые можно предсказать, если достаточно подробно изучить исходные данные и механизмы протекания всех процессов.

Для чего человечеству нужны различные религии, идеологии и философия? Для того, чтобы отвечать на вопросы, ответы на которые нельзя получить в рамках традиционной науки. Но после того, как мы сможем обработать все данные, вопросов больше не останется. Именно поэтому Датаизм – это и религия, и философия, и идеология будущего. Датаизм ответит на все вопросы, не заменив, но вобрав в себя все, что было до этого.