Пререкания Макрона и Трампа отвлекли внимание общественности от реального развития событий на саммите НАТО в Великобритании, где был сделан акцент на растущем военном влиянии Пекина. НАТО всегда нуждалась в общем враге с коммунистическим строем. В лице Китая НАТО его получило.
В свое время конфликт между западными демократиями и коммунистическим Восточным блоком был ключевой причиной основания Организации Североатлантического договора (НАТО) в 1949-м году и его соперника-противника Варшавского договора в 1955-м году. Объединение почти всех европейских стран в одном из двух противоположных лагерей, возглавляемым, с одной стороны, США Западным блоком и возглавляемым, с другой стороны, Советским Союзом Восточным блоком, что формализовало глобальное соперничество держав-победителей во Второй мировой войне и включило гонку вооружений, которая продолжалась на протяжении всей холодной войны, то есть, более тридцати лет. Но с момента распада Варшавского договора 31 марта 1991-го года, последовавшего за всемирным крахом социализма и распадом Советского Союза, причины продолжения существования НАТО и его последующего расширения в конце 1990-х годов с целью включения в него бывших советских государств-сателлитов, ставились под сомнение многими наблюдателями.
Однако, поскольку в этом месяце государства-члены альянса отметили свое 70-летие на гольф-курорте в Уотфорде на окраине Лондона, НАТО, похоже, нашла что-то такое, что позволило бы ей снова узаконить свое существование. Этой причиной стала еще одна растущая коммунистическая держава, которая теперь будет постоянно находится в поле зрения НАТО, – Китай.
Возрождение полу-альянса между Китаем и Россией только поощряет мысль западных лидеров о том, что Пекин может быть общим врагом НАТО, которая должна оживить угасающий смысл своего существования. За последние два десятилетия группа из 29 членов стала все более разобщенной и дезорганизованной из-за отсутствия общей стратегической цели, но теперь она, похоже, имеет ее. Пекин и Москва установили более тесные связи из-за их общего врага – Соединенных Штатов, а члены НАТО решили сплотиться перед лицом подъема Китая и формирующейся оси Пекин-Москва. И это происходит, несмотря на ожесточенные препирательства между французским президентом Эммануэлем Макроном и президентом США Дональдом Трампом по поводу роли НАТО. Эта полемика доминировала в заголовках газет перед тем, что первоначально выглядело как церемония, в значительной степени с поздравлениями самой себя.
Первоначальная миссия НАТО заключалась в том, чтобы уравновесить мощь Советского Союза, и ее полномочия были в значительной степени ограничены Северной Америкой и Европой, как и предполагает его название, Организация Североатлантического договора. До недавнего времени на саммитах всегда доминировала угроза со стороны старого врага России, особенно после присоединения Москвой Крыма к Украине в 2014-м году. Тем не менее, западные дипломаты и стратеги все больше обеспокоены угрозой, исходящей от растущего влияния Китая, особенно на фоне того, что они рассматривают как сдвиг в плане руководства коммунистического государства с тем, чтобы принять более подавляющую политику внутри страны и более напористую политику за рубежом. Страны НАТО были застигнуты врасплох возможным образованием антизападного полувоенного союза между двумя величайшими авторитарными державами мира.
Но отношения между Китаем и различными членами НАТО сильно отличаются друг от друга, и многие члены НАТО разделены в своей политике по поводу стратегии всей группы в целом. Трения между яростно проевропейскими державами, такими как Франции и Германии, а также открыто скептически настроенным к ЕС Трампом, доминировали еще на прошлогоднем собрании. В этом году Макрон снова выразил свой скептицизм в отношении определения Китая и России как врагов, в то время как Трамп настаивал на этой позиции своих союзниках с тем, чтобы увеличить расходы на оборону. Европейские страны не смогли договориться о конкретной китайской политике.
Некоторые страны НАТО рассматривают китайскую инициативу «Один пояс – один путь» как попытку улучшить торговые связи путем модернизации транспортной инфраструктуры по всей Евразии; другие рассматривают это как завуалированную попытку Пекина напрячь свои мускулы. Одобрение Италией, как крупного представителя НАТО, ЕС и G7, инфраструктурных планов Китая в прошлом году возмутило Вашингтон и встревожило многих союзников по НАТО, которые опасаются, что присоединение к программе даст Пекину доступ к чувствительным технологиям и транспортным узлам.
Вашингтон оказал давление на своих европейских союзников, чтобы исключить китайскую технологическую фирму Huawei от участия в разработке сети 5G, ссылаясь на проблемы безопасности. Тем не менее, многие государства-члены не определились в этом вопросе. Однако лидеры, похоже, пришли к консенсусу, поскольку они обязались в декларации после саммита обеспечить безопасность коммуникаций, включая 5G, признавая необходимость полагаться на безопасные и устойчивые системы. При этом опасения безопасности по поводу Huawei были объединяющим призывом для Вашингтона.
НАТО может потребоваться время для разработки скоординированной политики в отношении Китая, поскольку стратегические приоритеты и основные национальные интересы ее членов в той или иной степени различаются. В то время как Вашингтон сосредоточен на Индо-тихоокеанском регионе, озабоченность стран ЕС по поводу Китая больше связана с экономическими, технологическими угрозами и угрозами в области кибербезопасности.
Это не первый случай, когда НАТО открыто обсуждает Китай. Однако ранее переговоры между странами альянса были сосредоточены на последствиях китайской военной деятельности в Азии, в частности на свободе судоходства в регионе Южно-китайского моря, и, в более ограниченной степени, его деятельности на Ближнем Востоке и Африке. Когда в 2012-м году Барак Обама объявил о своей стратегии «поворота в Азию», согласно которой две трети средств ВМС США должны были быть развернуты в Азиатско-тихоокеанском регионе, многие европейские члены НАТО рассматривали стратегический сдвиг Вашингтона как последний гвоздь в крышку гроба все более капризной группировки. Теперь они чувствуют прямую угрозу со стороны Китая, видя как Народно-освободительная армия увеличивает свое присутствие по всему миру. НОАК открыла базу в Джибути, а также провела совместные учения с Россией в Средиземном и Балтийском морях.
Сейчас большинство из них разделяет озабоченность Вашингтона по поводу растущей китайской угрозы. За последние пару лет Вашингтон и Брюссель сблизились в своей стратегии по борьбе с Китаем. Когда в прошлом году США определили Китай в качестве стратегического конкурента в своей Стратегии национальной безопасности, 28 членов Европейской комиссии, из которых 22 страны также являются членами НАТО, последовали этому примеру, а план «ЕС – Китай стратегический взгляд» одновременно определил Китай как «экономического конкурента и системного конкурента».
Страны-партнеры НАТО включают в себя большинство развитых демократий в Азии, таких как Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, все из которых уже давно ищут помощи НАТО, чтобы сдерживать растущее военное влияние Китая. Ожидается, что НАТО улучшит свое сотрудничество как со своими индо-тихоокеанскими партнерами, так и с альянсом разведки «Пять глаз», включающим США, Австралию, Канаду, Новую Зеландию и Великобританию.
Все это говорит о том, что произошло знаковое изменение в стратегии группы и, что НАТО больше не видит Россию в качестве доминирующей угрозы. Большое послание саммита состоит в том, что лидеры НАТО подтвердили свое «торжественное обязательство, закрепленное в статье 5 Вашингтонского договора, что нападение на одного союзника будет считаться нападением на всех». Худший кошмар Пекина заключается в том, что самый мощный военный союз в мире переместил свое внимание на восток, за пределы Атлантического и Индийского океанов в сторону Южных и Восточно-китайских морей, и, что его взгляд упал на последнюю крупную коммунистическую державу в качестве своего нового главного противника.
Кэри Хуан