Этой статьёй я начинаю серию статей про проектирование и эксплуатацию танцевальных клубов типа дискотек. Большой личный опыт работы менеджером на крупных дискотеках (клубах) и моя основная профессия архитектор, даёт мне право на написание серии таких статей.
Существует разница между ночными дорогими танцевальными клубами с большими депозитами и строгим дрэсс контролем для состоятельной публики, и клубами изначально направленными на массы, с посещением более 1000-2500 за субботу вечер +ночь. Объединить в одном клубе большие депозиты на входе и 500% накрутки в баре с массовым посещением практически невозможно. И администрации необходимо определяться, на какую аудиторию они будут направлены. В данном случае, в этой серии статей на всё мои советы, выводы, анализ и рекомендации касаются именно массовых дискотек.
В настоящее время в Москве практически прекратили существование массовые клубы дискотеки, которые бы регулярно заполнялись по пятницам и субботам посетителями в количестве более 800-1500 человек. Многие авторы в интернете, пишут о том, что массовые регулярные дискотеки как таковые сдулись, и их заменяют клубы ресторанного типа. Как я субъективно вижу, потребность в таких клубах совсем не уменьшилась, тем более в городах миллионниках. Но фактические обстоятельства играют против массовых клубов, повышается аренда помещений, уходят талантливые менеджеры управленцы, на которых держались клубы массового посещения, и самое главное в дело пошли вызовы нового времени, с которыми раньше клубы дискотеки не сталкивались в таком объёме как сейчас. На примере Москвы видно, как сильно поменялся состав молодёжного населения города. В город в большом количестве прибыли люди, которые ещё вчера жили в маленьких сёлах окраин СССР, и они активно ищут развлечений, при этом пытаясь навязывать большому городу свои правила поведения в местах массового пребывания, соответственно массовые дискотечные клубы стоят на острие этих противоречий. И это диктует новый подход к фэйс контролю на входе, фактически контролю нового типа, усиленному многоступенчатому. Времена, когда фэйс контроль доверяли просто охранникам ушли безвозвратно, клубы, которые позволили себе такие методы потеряли публику и популярность из-за постоянных драк, поножовщин, и наглых домогательств диких гопников к посетителям. Период времени, когда фэйс контроль осуществляли отдельные известные товарищи, которых так и норовили подрезать обозлённые и не допущенные в клуб дикие посетители, тоже подходит к концу. Методы контроля, которые необходимо вводить сейчас, должны отличаться от старых методов, также как отличаются современные дискотеки от танцплощадок 70-х годов в парках. О них я напишу более подробно в следующих сериях статей. А сейчас в этой статье рассмотрим сам клуб дискотечного типа как здание с необходимым набором помещений.
Как таковые клубы дискотеки с нуля строят очень и очень редко (и это конечно же не правильно), и ещё вступает в силу такой фактор, как незнание технологии самого процесса клубного танцевального движения, что приводит к тому что проектировщик изначально делает совсем не то здание, которое сгодится под хороший и посещаемый клуб, и исправить это уже потом простой перепланировкой помещений не просто, практически невозможно без пристроек перестроек.
Обычно клубы делают из дворцов культуры (ДК), кинотеатров, цехов. Практически 90% всех танцевальных клубов дискотек в России это перепрофилированные здания, которые не были изначально даже частично продуманы под такие мероприятия. Поэтому так важно знать какие помещения, в какой последовательности, и какой площади необходимо включить в клуб дискотеку.
Самое главное помещение в клубе, это танцпол, вокруг него формируются все остальные помещения и балконы мезонины. Современное клубное движение диктует моду, что танцпол должен быть в клубе не один, и это может быть и в одном уровне и даже в двух. Вокруг танцпола по периметру с трёх сторон должна присутствовать пространство со столиками (желательно в несколько рядов) и барными стойками для людей -наблюдателей, они же активные потребители продукции бара, фактически ради этих людей современный клуб и работает, они делают кассу бара. Одни посетители больше танцуют, другие больше смотрят и пьют и может быть даже едят. Причём столики могут располагаться как уровне танцпола, так и на балконах, мезонине или даже дополнительно на 1,5 -2 метра ниже уровня основного танцпола. Несоблюдение технологии интересов посетителей танцующих, и посетителей наблюдателей ведёт к дисбалансу в клубе, нарушению общего движения, и как следствие к малой посещаемости из-за ощущения посетителями дискомфорта. Танцпол необходимо проектировать такой площадью, чтобы на нём помещалось около 50% посетителей клуба, если клуб наполнен под завязку. Существуют архитектурные приёмы, когда можно уменьшать танцпол кинетическими перегородками, и сдвигать их по мере заполнения клуба. При полезной площади клуба исключая туалеты, гардеробы, и входную часть (только площадь для посетителей) в 1300 м2, клуб может легко принять 2200-2300 человек, это проверено эмпирически на вечеринках в Москве лично нашей командой.
Следующим по важности после танцпола идёт сцена, она должна быть не менее 5х10 метров (и если есть возможность то лучше сделать её ещё больше), с выходами на неё из подсобных помещений, и находится на высоте уровня 120-160 см от уровня основного танцпола. На сцене предполагаются танцы команд подтанцовки, танцовщиц гоу-гоу, работа ведущего, а также работа диджеев. 30-ть лет подряд диджейский стол старались подвешивать на цепях к потолку, из –за того что проигрыватели пластинок очень чувствительны к подпрыгиванию от танцоров на сцене. В данное время в моду вошли проигрыватели электронные, эмуляторы винила, и чаще всего играют музыку с жёстких дисков или флэшек памяти, данные системы обладают хорошей оперативной памятью и практически не реагируют даже на сильную тряску. Другое дело, что должно быть соблюдение приоритетов, диджей хоть и центральная фигура на сцене для танцпола, но он должен дать место на сцене танцорам и ведущему, поэтому часто в схемах размещения диджея смещают в сторону и немного назад, скажем так до пяти метров от края сцены, либо поднимают диджейскую вверх над сценой.
Напротив сцены на расстоянии 20-25 метров, на возвышении (возможно на балконе) должно располагаться место для звукотехников и светотехников, которые настраивают и ведут и звук и свет во время программы.
Высота потолка танпола не должна быть слишком высокой. Опыт показывает, что посетители не чувствуют себя уютно в танцевальных залах с очень высокими потолками, и в них тяжело добиться температуры +26+27 градусов, это большой расход на отопление огромного объёма. Яркий пример тому невозможность устройства клубов в помещениях больших спортивных сооружений, там и холодно, и физически просто неуютно. Оптимальная высота потолка основного танцпола должна быть - 6-8 метров. Есть конечно же понятие золотого сечения помещения, и чем больше пространство, тем выше должен быть потолок, но предел всё равно есть, и в клубе он ниже чем в обычных концертных залах.
Далее по важности идёт основной «двигатель» клуба, это бар и барные стойки, и возможно как приложение к ним это кухня ресторана со столиками. Они и есть основные финансовые драйверы клуба, и именно от грамотной работы бара и зависит, будет ли клуб жить, или он сдуется. Есть понятие кривой доходности клуба, которая зависит от цен в баре клуба. Многие директора клубов погорели вместе с клубами на том, что неадекватно завышая цены в баре снижали общую доходность бара и ресторана. При этом каждый такой горе директор начинает рассуждать, судя по себе, типа ну я же могу себе позволить такие то напитки по такой то цене, и я типа сам видел как их пьют у нас в клубе такие то люди. В итоге цены идут вверх, посетители же начинают напиваться алкоголем перед входом на дискотеку, кривая доходности бара падает, директор не может понять в чём дело и ещё выше повышает цены для увеличения доходности, чем добивает бар. Причём при проведении массовых дискотек вступают в действие правила массовой продажи алкоголя, когда не рекомендуется продавать слабоалкогольные напитки (а они и есть основные в клубе) в стеклянных бокалах или кружках, а это в свою очередь коробит приличную публику, которая привыкла посещать рестораны и нормальные кафе, и пластиковые бокалы под пиво у них вызывают отрицательные ассоциации. В современных, даже мажорных клубах, менеджмент идёт на хитрость, и делают два вида программ лояльности бара под определённую публику, первая это значительные скидки на коктейли в первые часты работы клуба, и второе это скидочные именные барные карты для симпатичных девушек, которые раздаются во время предыдущих мероприятий, и на них можно купить со скидками только определённые напитки (их аннулируют адресно, если бармены видят злоупотребление скидочными картами). И вот приходит парень посетитель и видит, как в баре даже молодые девицы пьют коктейли, ему не хочется выделяться и он покупает себе тоже, чего и добивается вся клубная система (и мажорная и даже самая массовая) – чтобы все пили только в клубе, пили чаще и дорогие напитки, и угощали больше своих друзей. Массовые клубы подкосил закон о запрете потребления алкогольных напитков до 18-ти лет, потому как посетители с 16-ти до 18-ти лет, это самая активная публика дискотек. И даже студенты на первом курсе Университетов в большинстве своём ещё не достигают 18-ти лет, то есть им нельзя потреблять алкоголь на празднике первокурсников. Про клубные наркотики (уж не буду вслух их тут называть), как доход клуба, я не пишу, потому что это зло, и я очень рад тому, что в России это не приняло вид эпидемии именно на массовых дискотеках (в отличие от Европы). Были в Москве клубы, которые пытались поставить ставку на это, но их быстро вычислил нарко-контроль с автоматиками, положил всех на пол, с дальнейшими тумаками и реальными сроками организаторам продаж. Но есть мнение, знающих людей, что в ближайшие пять лет будет вторая волна нашествия новых синтетических клубных наркотиков из Юго- восточной Азии, и это конечно же страшно.
Далее по важности, идёт наполнение клуба звуковой световой аппаратурой. Важно чтобы стены и потолок были очень хорошо звукоизолированны, иначе начинается отражение звука - реверберация, которую дискотечный звук не любит. Некоторые помещения в Москве имеют достаточно хорошие исходные данные, для того чтобы там сделать хороший клуб, но из-за отсутствия элементарной хорошей звукоизоляции в зале, они дискомфортны для посетителей. В клубе должны присутствовать все системы звука и света для дискотек, это и мощная дым машина на глицерине, и стробоскоп, и лазерная установка, и динамические световые многоцветные лучевые фонари. Стены клуба также необходимо окрашивать в очень тёмные цвета, чтобы они не отражали свет аппаратуры.
Системы отопления и вентиляции: Людям далёким от клубного менеджмента непонятна ситуация, когда ты им на пальцах объясняешь что температура в клубе должна быть выше, чем в офисе на пять-семь градусов, но при этом не должно быть душно. Ни в коем случае нельзя допускать поступление в клуб не прогретого воздуха с зимней улицы. В идеале температура должна быть +26+28, ярким тестом может быть то, что девушки посетители могут находиться длительное время в клубе в коротких шортиках и не мёрзнуть при этом. Несмотря на приток подогретого воздуха в клуб, необходимо исключить активный приток воздуха от холодной входной группы, это достигается дополнительными перегородками с широкими стеклянными дверьми.
Санузлы должны рассчитываться согласно пособию к СНиП. Из практики эксплуатации клубов могу сказать , что желательно иметь в клубе на каждые 60-т посетителей один унитаз и один писсуар для мужчин, и один унитаз на каждые 35-ть женщин. Современные туалеты должны иметь проходную курительную комнату в связи с запрещение курения в основном зале. Но так как клуб не может себе позволить выпускать на сильный мороз посетителей на мороз для курения, необходимо делать курительные помещения. Соответственно санузлы достаточной расчётной площади должны быть и в служебной части клуба.
В клубе должны быть помещения чиллауты, где даже возможно спать на наклонных креслах и отдыхать полулёжа. Далеко не каждый может выдержать дискотечную танцевальную гонку на протяжении всего вечера и ночи, и многим требуется отдохнуть, иначе потом они с бледными лицами выползают утром из клубов, зарекаясь больше не оставаться на ночную программу. Это необходимо понять всем директорам клубом, что необходимо заботиться об отдыхе посетителей. Очень огорчает, когда охрана гоняет посетителей в клубе, запрещая им спать сидя, это говорит о том, что клуб не продуман, а администрация не уделяет этому важному фактору своё внимание, и ещё это значит что клубом управляют совсем не клубные люди. В клубе должно быть как можно больше диванных островков со столиками, они должны быть и на первом так и на втором уровне клуба. Всю мебель желательно накрывать несгораемыми накидками, чтобы их было тяжело прожечь случайными окурками. Ни в коем случае нельзя использовать внутри помещения клуба мешки для лежания и сидения, набитые пенопластовыми шариками, как это обычно делают в открытых кафе. В клубе должны присутствовать многочисленные укромные тёмные уголки, где молодёжь может шалить, целоваться, и общаться. Это и создаёт клубную атмосферу. Это могут быть ресторанные кабинки со столиками и небольшими шторами, это могут быть даже отдельные кабинки с дверьми. И не надо бояться что что-то произойдёт страшное, при правильном контроле посетителей агрессоры отсекаются на входе, а все остальные имеют право слегка шалить, и клубной администрации придётся закрывать на это глаза, так как именно это и создаёт такую притягательную клубную атмосферу.
Клуб должен иметь достаточно много служебных помещений с внутренними коридорами и лестницами, с выходом на сцену в двух сторон. Желательно иметь комнату видео наблюдения за всеми уголками клуба, для своевременной реакции охраны. В служебные помещения желательно также включить несколько комнат отдыха для персонала, где они могут даже поспать, практика показывает что это тоже важно. Служебные помещения должны иметь отдельный вход либо с улицы, либо непосредственно около основного входа. Из служебных помещений должен быть вход на барные помещения и кухню. Конечно же должны быть предусмотрены гримёрки для артистов и отдельно для танцевальных групп и ведущего, кабинеты менеджера и директора, просторный кабинет охраны с гардеробной, комнаты завхоза и уборщиц.
На входе должны быть достаточно вместительные гардеробные, с запасом по местам с учётом самого экстремального перегруза, и отдельным местам для хранения сумок. Гардеробную размещают согласно принятой схеме досмотра посетителей, либо после контроля, либо до стойки контроля. Многие гардеробные московских клубом страдают от маленькой гардеробной, в которой куртки вешают в два этажа.. Досмотр в клубе осуществляется очень тщательно, наверное, лучше досматривают только заключённых в тюрьме. Вот это необходимо отдать целиком в опытные руки охранников, ведь именно они отвечают за пронос в клуб колющего режущего, огнестрельного оружия, и наркотиков. Только благодаря такому жёсткому досмотру можно избежать проноса дилерами наркотиков, и тяжёлых ситуаций при случайных конфликтах между посетителями. Вообще драки в клубе это очень плохой знак, значит недосмотрели, пустили вовнутрь не того, и допустили чтобы ситуация дошла до крайней точки. Чем меньше в сезоне произошло драк, тем выше уровень охраны клуба и его менеджмента. Как этого максимально избежать я распишу в следующих сериях статей.
Схему технологического движения по клубу желательно делать вокруг основного танцпола, это для того чтобы в клубе можно было потеряться. Чем сложнее маршруты движения масс посетителей по отдельным помещениям и балконам клуба, тем он интереснее и сильнее притягивает посетителей. Танцпол обязан иметь несколько рассредоточенных выходов на широкие эвакуационные лестницы, ширина дверей и лестниц считается по СНиПу. Не допускается горючая отделка клуба, особо опасен пенополистирол в любом виде, материалы отделки танцпола не выше Г2, Г1 - по СП 2.13130.2009.
Важная составляющая клуба в большом городе, это его местоположение. Если клуб находится далеко от метро и общественного транспорта или в глухом промышленном районе, то это большой минус. Здание может изначально быть великолепным для перепрофилирования в клуб дискотеку, но если к нему сложно добираться на общественном транспорте, то это отрицательный фактор, который не даст ем у раскачаться на полную мощь. В идеале клуб должен быть в центре города, но высокая аренда таких помещений, не позволяет, в таких козырных местах в реальности, располагаться массовым клубам среднего класса.