Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Как правильно читать вслух детскую познавательную литературу

С художественной литературой все понятно, как читать ее вслух. Но как читать вслух нон-фикшен? Какие интонации выбирать и стоит ли? Как читать, чтобы было все понятно? И надо ли вообще маленькому ребенку читать познавательные книги вслух? Может быть, сам как-нибудь полистает картинки, почитает подписи, а если чего не понятно — сам спросит… Рассказывает наша Таша Михайлова, эксперт по детскому чтению.

Разворот из книги Элен Дрювер "Океан"
Разворот из книги Элен Дрювер "Океан"

Научную литературу для детей часто недооценивают. Многие родители думают, что она хороша только для помощи в написании рефератов или докладов. Ну еще помогает сделать ребенка эрудированным, знакомит с окружающим миром. Все это есть, но главное не это. Главное — то, что хороший нонфикшен помогает ребенку развивать навыки критического мышления. А это очень ценно для современного мира.

Для меня не стоит вопрос «читать или не читать вслух познавательную литературу»? Конечно — читать! Ведь для чего мы читаем вслух художественные истории? Чтобы развлечь, вдохновить, расширить словарный запас ребенка. Все то же самое делает и познавательная литература, а по части расширения словарного запаса так вообще даст фору любой сказке или повести. 

Дети получают знания об устройстве мира не только на уроках от учителя. Но и из фоном работающего дома телевизора, радиопередач… Заметьте, ребенок получает много устной информации. И нормально вполне ее усваиват: специализированные термины, имена людей, название мест, если не даты, то суть исторических событий, текущие проблемы мира и научные исследования. Кто из современных детей не знает об Илоне Маске? А ведь о нем они не книжку прочитали, хотя уже и она существует. Дети довольно хорошо понимают суть нехудожественной информации, даже той, с которой никогда не имели опосредованного опыта. 

Так что научный язык и обилие новых слов и терминов не смущает детей на самом деле, если им интересно то, что они слышат. Просто выбирайте литературу по возрасту. У познавательной она тоже есть, издатели специально выбирают соответствующие возрасту темы и оформление.

А чтобы от чтения научно-популярных книг получить больше пользы и удовольствия, читайте ее вслух правильно, а именно:

  • Прочтите название книги и имена автора и иллюстратора. Автор может быть ученым или большим специалистом в своем вопросе, а значит, информации от него можно смело доверять. А иллюстратор может стать одним из любимых у ребенка, и в будущем стать маркером гарантии качественного научпопа. Например, книги с детальными иллюстрациями Стивена Бисти уже маркер суперкачественного детского нонфикшена.
Разворот из книги "Чудесные сечения" Стивена Бисти
Разворот из книги "Чудесные сечения" Стивена Бисти
  • Перед началом чтения или в перерыве устраивайте «прогулку» по книге, знакомя ребенка с такими важными ее функциональными деталями, как подписи, диаграммы, графики, инфографики, фотографии. Все это усиливает интерес, интригует, углубляет полученную информацию.
  • Используйте выразительный тон при чтении вслух, особенно в тех местах, где книга написана в повествовательном стиле.
  • Время от времени делайте паузы и задавайте открытые вопросы, например: «Что ты думаешь об этом?». Постарайтесь заранее ознакомиться с содержанием книги, такая подготовка поможет вам находить темы для разговора в нужном месте, останавливаться для обсуждения непонятных ребенку моментов, которые дальше в книге могут не объясняться. Поощряйте своего ребенка быть активным в процессе чтения, пусть он смело перебивает и задает вопросы, которые у него вспыхнули в голове по теме услышанного!
  • Периодически останавливайте и убеждайтесь, что ребенку понятен тот или иной термин. Просто спрашивайте: «Ты знаешь, что это такое? Объясни своими словами, а то я немного подзабыл»… 
  • Договоритесь заранее, какой объем будете читать - один разворот, одну главу или всю книгу за раз, если она небольшая. Научно-популярные книги заставляют работать мозг гораздо более активно, чем чтение художественной литературы. Поэтому ребенок запросто может устать уже после одной главы со всеми разборами, постоянно включенным вниманием и пониманием. Отдохнуть можно, пожалуй, на биографических историях разных важных персон, потому что они, как правило, имеют повествовательный стиль изложения. 
  • Сноски и примечания в познавательных книгах не стоит игнорировать. В них обычно содержатся детали, которые помогают сделать читаемое более объемным и глубоким, детализирует тему. В конце книги может быть глоссарий, ключи к произношению трудных слов, карты, библиография, список интернет-ресурсов и множество другой дополнительной информации. Если она включена в книгу, значит, не просто так!

Чтение вслух научно-популярной литературы может быть не менее увлекательным, чем чтение художественной литературы. Единственное, что я советовала бы не делать - так это не читать такие книги прямо перед самым сном. Ведь мозгу нужно отдыхать, а не возбуждаться и активно обрабатывать информацию. Оставьте чтение познавательной литературы на утреннее и дневное время. Кстати, из детского научпопа многие взрослые и сами узнают много нового, и поэтому сами с удовольствием его читают. 

- Побольше хороших вам книжек и свободного времени на их чтение. Ваша Таша (Михайлова)