Тренд на увеличение количества удаленной работы параллельно идёт с трендом на реформирование стандартной восьмичасовой рабочей недели. Например, в минской компании Spirit Four "отменяют" пятницы, а в калининградской компании Guitar Lab рабочий день до 15, и количество таких примеров увеличивается с каждым днём в наших широтах.
Откуда вообще появилась идея 5/8? Первым пятидневку ввел никто иной как Генри Форд. Тогда рабочие США добились ограничения количества рабочих часов в неделю с 80 до 50 часов. И Форд подумал что проще разделить такое количество на 5 дней по 10 часов. К шестидесятым в большинстве европейских стран, США и даже СССР количество часов в день урезали до восьми (во Франции - до семи). Представьте себе, только в 1966 году в нашей стране люди стали работать 5 по 8, что совсем недавно по историческим меркам.
Отживает ли свое идея офисной работы 5 по 8 в наш век? На мой взгляд, не все так однозначно, хотя исторический тренд на сокращение рабочего времени очевиден.
В среднем наш типичный офисный работник тратит в день на непосредственно работу в одиночестве часа три. Ещё часа два-три уходят на коммуникации. И мне кажется что это вполне нормально - например, такой творческой работой как написание кода трудно заниматься более трех-четырех часов в сутки. Но при этом 3-4 часовой рабочий день делать неэффективно, т.к. необходимо то самое время на коммуникации, безделье и отключку от внерабочей жизни, чтобы войти в состояние потока. Необходимость этого времени неочевидна людям "не в теме", даже многим программистам она неочевидна. Бытовуха не должна жрать работу, для этого работа должна занимать значительную часть времени, а в рабочее время должен быть заложен отдых от бытовухи. Поэтому я считаю что 6-8 часов с перерывом - это оптимальное количество времени для работы в день .
А что насчёт сокращения рабочих дней в неделе? Здесь тоже есть нюанс. Нам всем приятно ходить в магазины по воскресеньям, зная что они открыты (не во всех странах мира так). Так и софт не существует сам по себе в вакууме, а скорее всего является частью какого-то сервиса. И если внезапно поддержка этого сервиса пропадёт три дня вместо двух - это будет чувствительно. За три дня ты просто переключишься в другие проблемы и заботы и банально забудешь текущие расклады по работе. Это особенно заметно по длинным выходным, поэтому если все выходные будут длинными трехдневными это, на мой взгляд, реально ударит по продукту/сервису с аспекта оперативности поддержки.
Поэтому мой вариант - 5/6 вместо 5/8 плюс час доступности в субботу по удаленке. Итого 31 час в неделю. В таком масштабе производительность не просядет, а график реальной занятости и посещаемости будет больше соответствовать реальности.
Хотите обсудить? Подписывайтесь на мой Telegram канал -t.me/necodernotes