Найти тему
Евгения Т

Оценка вероятности сближения (фильм"Расписание на послезавтра")

Сегодня пишу о фильме «Расписание на послезавтра» (1978, режиссер Игорь Добролюбов), фильме, занимающем, на мой взгляд, незаслуженно скромное место в отечественном кинематографе. Я думаю, что его можно поставить на одну ступень с такими культовыми картинами о школе, как «Доживем до понедельника» (1967) или «Большая перемена» (1972-1973).

Кадр из фильма "Расписание на послезавтра"
Кадр из фильма "Расписание на послезавтра"

Фильм «Расписание на послезавтра» о специализированной школе с физико-математическим уклоном, школе, в которой растят юных Эйнштейнов. Здесь нет места наигранности и притворству. Все преподаватели – увлеченные люди, профессионалы, все дети – чрезвычайно одаренные.

Фильм начинается с того, что в школу приходит учительница русского языка и литературы Антонина Сергеевна (Маргарита Терехова), и с первых минут картины я предчувствую интригу, – сейчас должна начаться борьба, - и уже потираю руки и в уме делаю ставки. Кто победит в неравном противостоянии: умница-красавица Маргарита Терехова или дружный коллектив физиков-математиков-химиков во главе с директором школы (Олегом Далем), не менее умным и обаятельным!

Фото с сайта https://www.culture.ru/materials/110803/tragicheskii-genii-s-maniei-sovershenstva
Фото с сайта https://www.culture.ru/materials/110803/tragicheskii-genii-s-maniei-sovershenstva

Но борьба как-то не складывается… В фильме, действительно, есть противостояние (его я увидела не сразу) – иногда явное, иногда скрытое и очень тонкое – деятелей точных и гуманитарных наук (дисциплин), но мы не видим здесь открытого конфликта.

Есть он – физик, Андрей Андреевич, доктор наук, профессор НИИ, назначенный на должность директора спецшколы, и есть она – лирик, Антонина Сергеевна, новый учитель русской литературы, пришедшая с твёрдым намерением остаться в ней даже после громкого ухода Серафимы Васильевны, бывшего учителя русского языка и литературы…

Фото с сайта https://games-of-thrones.ru/80-luchshih-foto-margarity-terehovoy-i-ee-muzhey-detey-vnukov.html
Фото с сайта https://games-of-thrones.ru/80-luchshih-foto-margarity-terehovoy-i-ee-muzhey-detey-vnukov.html

Вот только героиня пришла в эту школу не воевать и не «прогибать под себя изменчивый мир»; она хочет заинтересовать детей литературой, к которой те относятся весьма прохладно, если не сказать пренебрежительно. Довольно сложная задача, не правда ли, если сам директор ей объясняет:

«Видите ли, дорогая Антонина Сергеевна! Вы пришли к нам из обычной школы, где отношение к каждому предмету равное, а у нас царство точных наук, понимаете... У нас физмат-школа, мы готовим технарей, понимаете?»
-4

Он как будто очень деликатно говорит, мол, не надо прыгать выше головы, вы ничего не добьетесь от детей с математическим складом ума, им это не нужно. А потом, как бы пытаясь сгладить остроту вопроса, даже высказывает сожаление: «Знаете, мне иногда ужасно жалко, что вы плохо разбираетесь в физике».

По-моему, это превосходство, друзья…)) Вот если бы вы, Антонина Сергеевна, разбирались в физике, вы бы точно понимали, что она, ОНА – королева наук, и мы могли бы разговаривать на равных! Сейчас Андрей Андреевич видит в ней просто учительницу (одну из многих) и довольно привлекательную женщину, которую можно пригласить на ужин, что он и делает, правда, безуспешно.

Вообще, мне стало жутко интересно, какая женщина сможет по-настоящему заинтересовать персонажа Даля?..

Он умный, любит свою работу, гордится учениками школы, сопереживает им и непрестанно о них говорит. И я продолжаю. Этот идеальный директор страстно увлечён наукой и школьной жизнью (даже не знаю, чем больше), он – часть её, большая, интересная, эмоциональная. Молодой директор играет с детьми водное поло, поддерживает все лабораторные эксперименты своих подопечных, на равных садится с ними за стол переговоров. Сцена с выборами президента научно-технического общества – утопия, конечно, но утопия красивая, согласитесь... Короче говоря, планка установлена.

И как актер Олег Даль в фильме великолепен, он мастерски передает эмоциональные состояния своего героя. Его фирменный жест – ладонь, закрывающая лицо, – может означать иронию, где-то пренебрежение, иногда шутливость.

-5

Когда в начале фильма Андрей Андреевич ругает трио, взорвавшее лабораторию, его жест выражает «не принимайте всерьез, коллеги, это условный разнос». В другой раз он прячет ухмылку от спецкора, пришедшей «пощипать перья» дирекции школы. Ну, не без превосходства наш физик! Уж как есть!

Идем дальше.

И вот появляется Терехова. «Вау, какая женщина!» – скажем мы, и «Ничего особенного, просто одна из прочих учительниц русского языка и литературы с приятной внешностью и базой гуманитарных знаний», – оценят её представители точных фундаментальных наук. Ну и что, что она стихов много знает! (шутка юмора). С ней почтительны, ей улыбаются. А она просто делает свою работу. На первом же уроке Антонина Сергеевна понимает (точнее, ученики дают понять), что её предмет здесь неактуален, малоинтересен и вообще не имеет никакой практической значимости для настоящих гениев физики и математики.

-6

Но она понимает и другое: к этим ребятам нужен какой-то другой, особый подход. Она хочет с ними познакомиться, о чем говорит открыто, и просит написать работу на тему «Фантазии в науке». Потом это сочинение Вова Овечкин застенографирует по подсказке своего одноклассника и получит «отлично» за оригинальность изложения и нестандартность решения своей проблемы – безграмотности.

-7

Антонине Сергеевне, действительно, очень интересна эта школа, люди, которые в ней работают, дети. На каждом уроке (думается, что каждом) ей приходится экспериментировать, пробовать. Работая на новом месте, она проявляет себя как новатор.

Вот эту планку новой учительницы русской литературы: профессионализм, отношение к работе, неподдельный интерес к ученикам – как раз и замечает директор, когда Антонина Сергеевна дает на дом задание провести сравнительный анализ теории Ландау о двухкомпонентном нейтрино и «Белых ночей» Достоевского (я честно пыталась вникнуть в вышеназванную теорию – безуспешно, unfortunately. А Достоевский, да, гений ))), а потом парирует Ковалеву по поводу Маяковского и декламирует стихи «Дешевая распродажа».

И тут камера классно замечает реакцию Андрея Андреевича, которого заинтересовал диалог учительницы и его подопечных.

-8

Эта съемка – едва ли не единственный момент в фильме, когда оператор показывает лицо Олега Даля крупным планом. Да! Неординарность поставленных задач, взращивание «мыслителей», а не «элементарных профанов», способность и умение аргументировать, убеждать, при этом играя на своем поле, спокойно, точно, доказательно, одним словом – красиво, – все это продемонстрировала героиня Тереховой. По-моему, эти две параллельные прямые оказались вовсе не параллельными…

А! Я же собиралась представить оценку вероятности сближения физика и лирика.

-9

Резюме. По-моему, они подходят друг другу. Вероятность развития серьезных отношений очень велика при выполнении одного, самого важного условия – свободной воли обоих.