В год Российского кино (2016 год) в Музее «Фридландские ворота» презентовали проект «К3. Кино. Культура. Калининград», который выиграл конкурс творческих инициатив Министерства культуры Калининградской области.
В рамках проекта была создана выставка с исторической, культурной и искусствоведческой составляющей с использованием мультимедийного оборудования. В основе - советские художественные фильмы, которые целиком или частично снимались на территории Калининградской области (бывшей Восточной Пруссии). Это более 150 фильмов: «Встреча на Эльбе», «20 дней без войны», «Весна на Одере», «Щит и меч», «Судьба человека», «Жена керосинщика», «Отец Солдата», «Женя, Женечка и “Катюша”», «Трое в лодке, не считая, собаки» и многие другие.
В проекте отражается взгляд советского человека на историю военного и послевоенного времени через видение советского режиссера, через призму советского кинематографа. Сами фильмы являются артефактами киноискусства, о которых нужно говорить, которые нужно показывать, презентовать.
К проекту «К3. Кино. Культура. Калининград» проявили интерес и стали надежными партнерами музея такие масштабные организации в области кинематографа, как киностудии «Ленфильм», «Мосфильм»; Российский государственный архив кинофотодокументов (г. Красногорск), Госфильмофонд России. Благодаря цифровым материалам, которыми поделились наши партнеры, выставка получилась нетривиальной.
Оговариваемся сразу, что в рамках данной статьи не можем показать фотографии с рабочими моментами съемок, которые нам предоставили наши партнеры. Мы связаны соглашениями об авторских правах, но все эти редчайшие кадры можно увидеть в рамках выставки, которая находится в музее «Фридландские ворота» и ныне действует в качестве передвижной. Об этом чуть ниже.
Также партнерами проекта стали и частные лица, которых тема кино «задела за живое». Кто-то принимал участие в массовке при съемках, кто-то был директором одного из кинотеатров, которого сегодня, к сожалению, уже нет, кто-то просто неравнодушен к кино в принципе. Все эти люди помогли насытить экспозицию интересными предметами (например, телевизор «Чайка», 1980-х гг., телевизор «Сапфир», 1970-х гг., коллекция открыток «Актёры советского кино», а также старые билеты на сеансы в кинотеатр, буклеты кинолекториев 1970-1980-х гг.). Одной из «фишек» выставки стал тот самый телевизор «Чайка». Неравнодушный человек из калининградской телекоммуникационной компании перенастроил раритет с «аналога на цифру» и теперь на экране посетители музея могут посмотреть черно-белый фильм «Встреча на Эльбе» (1949 г., Мосфильм). Выбор фильма тоже не случаен, это первый художественный фильм, снятый на территории Калининградской области, где Калининград послужил в качестве декораций.
Многие годы Калининградская область была главным поставщиком натуры для кинокартин о Великой Отечественной войне. Порой снималось по несколько фильмов одновременно. И картинка в результате получалась максимально реалистичной и выразительной. В Янтарном крае снимали не только «про войну». Например, «Жена керосинщика», «Колькина практика», «Про Красную шапочку», «Слуги дьявола», «Трое в лодке, не считая собаки»… Самое активное время съемок в Калининградской области пришлось на 1950-е–1970-е гг. В 1990-х киносъемочные группы стали совсем редкими гостями. Это было связано, скорее, с общей ситуацией в этой отрасли в те годы в нашей стране. Сейчас отечественный кинематограф набирает новую силу. И в Калининграде опять звучит команда «Мотор!». Необходимо отметить, что, несмотря на то, что в Калининградской области уже многого не увидишь, время разрушило большую часть архитектурного ландшафта, который служил декорациями, однако, и сегодня хватает мест, где можно снимать интересную натуру.
Проект получился объемным по содержанию и ярким по оформлению. Выставка, представленная в музее – это вершина айсберга, начало. Сотрудникам музея неимоверно хочется продолжить тему, уже в качестве постоянной экспозиции, более того, материала хватит на достойный каталог.
В первую очередь, это выставка о кино, но также она и о времени, в котором снималось это кино, и, в конечном счете, о людях, которые творили это кино. Эта тема позволяет рассказать нам о советском периоде Калининградской области, избегая тривиальных тем и скучных экспозиций.
Для Калининграда и области - это важная составляющая, как для горожан, так и для приезжих. Необходимо показать и рассказать людям о том, что эта земля очень кинематографична. Здесь снимали свои кинокартины именитые талантливые режиссеры: Бондарчук С., Мотыль В., Кайдановский А., Сааков Л., Левчук Т., Басов В.; приезжали известные актеры: Л. Орлова, Ф. Раневская, А. Баталов, О. Даль, М. Кокшенов, С. Любшин, О. Янковский, Л. Гурченко, Ю. Никулин и др. У этой территории есть будущее не только как центра познавательного, сельского, морского туризма, но и как центра для создания кинокартин.
Сегодня выставка «К3. Кино. Культура. Калининград» продолжает жить в качестве передвижной выставки музея «Фридландские ворот», и курсирует по городам региона. Если Вы заинтересованы в этой выставке, то обращайтесь в музей: fvproject@klgd.ru
В рамках выставки, которую мы подготовили в музее «Фридландские ворота» было рассказано о 62 фильмах. О каких-то более подробно, а каких-то менее. Конечно, фильмов снято гораздо больше, их число переходит уже за порог 150 единиц. Особенно при условии, что в последние годы в Калининграде и области снимается по две-три кинокартины в год.
Несколько фотографий из свободных источников и небольшие интересные факты из истории кинокартин, снятых на территории Калининграда и области.
Щит и меч, Мосфильм, 1968 г. при участии студии «Дефа» (ГДР) и т/о «Старт» (ПНР) в 1967-1968 годы. Режиссер: Владимир Басов.
Роли исполняли: Станислав Любшин, Валентина Титова, Олег Янковский, Георгий Мартынюк, Владимир Басов.
Автор сценария: Владимир Басов, Вадим Кожевников.
По одноимённому роману Вадима Кожевникова.
Композитор: Вениамин Баснер.
Прототипом Йоганна Вайса стал легендарный советский разведчик Александр Святогоров (1913—2008). О знаменитом разведчике написан ряд книг — «Его имя Зорич», «Двойная западня», «Смерть и жизнь рядом», снято несколько документальных фильмов. По другой версии Вадим Кожевников образ Александра Белова списывал с другого легендарного разведчика — «Рудольфа Абеля» (Вильяма Фишера), на вымышленную фамилию которого якобы намекает имя «Александр Белов». Съёмки начались 23 сентября 1966-го в Риге. Там работали до середины октября. А затем съёмочная группа переехала в Калининград. Бывший Кёнигсберг должен был изображать оккупированную Третьим рейхом Польшу, куда в 1940-м перебрался из «порабощённой СССР» Латвии главный герой – немец Иоганн Вайс. Он же – советский разведчик Александр Белов. Он же – Станислав Любшин, быстро набирающий популярность актёр театра и кино. Основным местом съёмок стал Южный вокзал.
«Отец содата», Грузия-фильм, 1964 год.
Режиссер: Резо Чхеидзе.
Роли исполняли: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Назаров, Александр Лебедев, Владимир Колокольцев.
Автор сценария: Сулико Жгенти.
Композитор: Сулхан Цинцадзе.
Автор сценария Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны в 16 лет добровольцем ушёл на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен и награждён четырьмя медалями. Сулико рассказал о сослуживце, который стал прототипом главного героя — бодбисхевском колхознике, который воевал с ним в одной части. Несмотря на годы, старик обладал недюжинной силой. Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемёт и нёс его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили. Основные узнаваемые места Калининграда в фильме: Замок, Биржа, Деревянный мост.
"Женя, Женечка и Катюша", Ленфильм, 1967 год. Творческое объединение писателей и киноработников. Режиссер: Владимир Мотыль.
Роли исполняли: Олег Даль, Галина Фигловская, Михаил Кокшенов, Павел Морозенко, Георгий Штиль, Марк Бернес, Григорий Гай, Адольф Ильин, Ефим Копелян, Бернд Шнайдер.
Авторы сценария: Булат Окуджава, Владимир Мотыль. Идея сценария фильма появилась у Владимира Мотыля после прочтения повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр».
Композитор: Исаак Шварц.
Картину ожидала сложная судьба: фильм был признан «вредным», и стал первым запретом на профессию для режиссера Мотыля. Пресса была полна резких комментариев, но фильм шёл «третьим экраном», по клубам и окраинным кинотеатрам, и имел широкий успех у зрителя. Картина попала на широкий экран лишь благодаря морякам Балтийского и Северного флотов, среди которых были популярны песни Булата Окуджавы. Съёмки фильма проходили в основном в Калининграде и Калининградской области, некоторые эпизоды сняты во Всеволожске Ленинградской области. Режиссёр старался не фокусироваться на батальных сценах, считая более важным проникнуть во внутренний мир героев. В перерывах между съёмками Олег Даль, Павел Морозенко и Михаил Кокшенов ходили по городу в военной форме образца 1943 года, в результате чего местное население часто принимало их за солдат срочной службы. Во время одного из походов на рынок актёры отправились отдыхать на берег речки Преголи. Увидев жёлтую ракету, сигнализировавшую о начале съёмок, актёры проигнорировали сигнал, в результате чего Владимир Мотыль «наказал» их, заставив много раз «переснимать» дубль, не сказав, что камера всё время была выключена.
"На пути в Берлин", Ленфильм, 1969 год. Режиссер: Михаил Ершов.
Роли исполняли: Василий Краснов, Николай Трофимов, Сергей Карнович-Валуа, Степан Крылов, Юрий Фисенко, Сергей Дворецкий, Гелий Сысоев, Николай Федорцов, Антонина Шуранова.
Автор сценария: Борис Васильев, Кирилл Рапопорт, Юрий Челюкин
Композитор — Вениамин Баснер.
В фильме использованы материалы Госфильмофонда и Центрального Государственного архива кинофотодокументов СССР. В Калининграде снимали на мосту по улице Вагоностроительной, на берлинке (мост; ныне не существует), на Литовском валу, в районе замка.
"Встреча на Эльбе", Мосфильм, 1949 год. Режиссер: Григорий Александров
Роли исполняли: Владлен Давыдов, Борис Андреев, Иван Любезнов, Михаил Названов, Любовь Орлова, Эраст Гарин, Фаина Раневская, Харий Авен, Андрей Файт, Георгий Георгиу, Виктор Кулаков, Андрей Петров.
Композитор: Д. Шостакович.
Это первый художественный фильм, снятый на территории Калининградской области. Лидер проката 1949 г. (24,2 миллиона зрителей). Естественной декорацией для съёмок фильма, изображающей немецкий город Альтенштадт, послужили послевоенные руины Кёнигсбергa и Тильзита. Несколько сцен, для которых потребовалась неразрушенная городская натура, были сняты в г. Рига. Фильм имеет множество наград и премий.
«20 дней без войны», Ленфильм 1976 год. Первое творческое объединение. Режиссер: Алексей Герман.
Роли исполняли: Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Алексей Петренко.
Автор сценария: Константин Симонов. Киноповесть по мотивам военных очерков и книги К.Симонова "Из записок Лопатина".
Композитор: Виктор Лавров.
Алексей Герман рассказывал: «Двадцать дней без войны» — против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали всё для фронта. Мы сразу поняли, что нужен правдивый главный герой. Если это будет молодой журналист, то почему ты не воюешь? Появился Юрий Никулин". Никулин же стал от роли отказываться: «Ну какой я Лопатин! И стар, и по темпераменту другой. Да и вообще мне хочется сняться в комедийном фильме. Лопатин — не моя роль. Сниматься не буду!». Никулин с трудом дал себя уговорить приехать в Ленинград на кинопробы. «После просмотра рабочего материала с выбором Германа согласился и автор сценария — К. Симонов, а Никулина пригласил к себе домой и долго беседовал с ним о Лопатине. Именно мнение Симонова сыграло решающую роль на худсовете, где решалась судьба кандидатов на роли — ведь большинство членов худсовета высказалось против Никулина...
Съемки проходили по всей области: город Калининград, побережье Пионерского, город Неман. Во время съёмок фильма были произведены взрывы в замке Тевтонского ордена XV в. (Замок Рагнит, г. Неман, Калининградская область).
___________________________________________________________________________
В рамках темы кино и данной статьи хочется вспомнить и кинотеатры Калининграда, большинство которых сегодня уже нет на карте города.
Кинотеатр «Родина», ул. Киевская, 71
Расположен в здании, построенном в довоенный период. До 1945 года кёнигсбергский кинотеатр назывался «Лихтбильдбюне-Понарт». После войны крыша и фасад здания оказались повреждёнными. В 1947 году был проведен первый ремонт. Однако его оказалось недостаточно. Следующая реконструкция прошла в 1956 году. И только 25 марта 1959 года открылся первый широкоэкранный кинотеатр со зрительным залом на 450 мест. В 1970-м году в кинотеатре появился второй зал меньшего размера. Новый детский кинотеатр получил название «Дружба». Позже «Дружбу» сменило кафе. В 2013 году «Родину» сменил Центр семейного досуга «Киноленд». Сейчас деятельность кинотеатра возобновлена. В залах установлено современное звуковое и кинопроекционное оборудование формата Dolbу Digital.
Кинотеатр «Победа», ул. Вагоностроительная, 3
29 августа 1946 года открылся первый в области советский кинотеатр, названный "по горячим следам" "Победой". Он расположился на базе немецкого кинотеатра "Аполло". Одна из первых жителей Калининградской области, Галина Павловна Романь о кинотеатре "Победа": "За билетами выстраивались большие очереди. Чтобы попасть в кинотеатр, надо было очень долго стоять. Играла музыка, работали буфеты. А внутри кинотеатра на потолке была роспись под звездное небо – зрелище впечатляющее" . (Воспоминания взяты из книги "Восточная Пруссия глазами советских переселенцев")
Кинотеатр знаменит тем, что 8 апреля 1945 года рядом с ним части Красной армии сомкнули кольцо окружения вокруг обороняющегося немецкого гарнизона города. 8 апреля 1952 года у кинотеатра «Победа» состоялось открытие мемориальной доски. В настоящее время в перестроенном здании кинотеатра расположился супермаркет и ресторан.
Кинотеатр «Октябрь», ул. Ленинский проспект, 155
30 апреля 1975 г. в Калининграде открылся кинотеатр «Октябрь». В кинотеатре было 2 зрительных зала, в которых размещалось 1100 человек. Был и лекционный зал. В отделке кинотеатра приняли участие калининградские художники. На базе бывшего кинотеатра «Октябрь» в январе 1998 года был открыт концертно-театральный комплекс «Дом искусств».
Кинотеатр «Ленинград», ул. Тельмана, 48
Кинотеатр открылся в первые послевоенные годы. Зал был на 160 мест. На втором этаже был лекционный зал. В 1966 году в газете «Калининградская правда» можно было встретить такое объявление студии «Мосфильм»: съёмочной группе фильма «Щит и меч» требуются мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет, запись желающих - в кинотеатре «Ленинград». В 1997 году здание бывшего кинотеатра «Ленинград» было передано музыкальной школе им. Э.Т.А. Гофмана. Финансирование его реконструкции началось в 2003 году. Здесь разместили классы для занятий, танцевальный зал. Сюда переехал в 2009 году и музей Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. В новом здании расширили фольклорное и хоровое отделения, Центр раннего музыкального развития, а театральный класс преобразовали в детский театр. Здание является памятником архитектуры.
Кинотеатр "Заря", Проспект мира, 41/43
Был открыт в здании кинотеатра "Skаlа", построенного в Кёнигсберге в 1938 г. Автором проекта выступил 35-летний архитектор, уроженец Кенигсберга Зигфрид Зассник. 7 ноября 1947 г. в Калининграде открылся кинотеатр "Заря" на 600 мест показом художественного кинофильма "Воспитание чувств". Зал ещё при немцах славился на всю Европу своей акустикой. Как сказал Кшиштоф Занусси: "Есть три причины приезжать в Калининград: дюна Эфа, могила Канта и кинотеатр «Заря»". В одном здании с кинотеатром «Заря» размещался стереокинотеатр «Новости дня». В нём снималась одна из сцен фильма "Щит и меч". В первой серии, с 12.55 минуты и до 13.55 минуты можно увидеть фойе кинотеатра, где были кассы. Сам же кинозал был на втором этаже. Иногда там показывали фильмы, которые в других кинотеатрах не показывали. Эту традицию продолжает «Заря» до сих пор.
Кинотеатр "Баррикады", улица Лазаретная, 24
Открыли в 1948 году. До войны в здании находился спортзал школы для мальчиков «Йорк-Шуле», названной в честь прусского генерала-фельдмаршала Иоганна Давида Людвига Йорка, возглавлявшего движение против французских захватчиков. Сами здания народной школы для мальчиков и для девочек не сохранились. В 2007 году кинотеатр был закрыт. В 2010 году бывший кинотеатр «Баррикады» передали в собственность Калининградской епархии Русской православной церкви. Здание не состояло на учете как памятник истории или архитектуры и было снесено в 2013 году.
Кинотеатр «Москва», ул. Зои Космодемьянской, 5
14 января 1956 года в Московском районе Калининграда на улице Аллея Смелых открылся новый кинотеатр «Москва» на 335 мест.
Кинотеатр «Россия», ул. Профессора Баранова, 40
10 января 1963 года в Калининграде открылся кинотеатр «Россия». Был построен по типовому проекту, разработанному научно-исследовательской проектной организацией «Гипротеатр». Автор проекта – архитектор Е.Н. Проничев. Крупнейший киноконцертный зал города «Россия» (1200 мест) был снесён в 2011 году.
Кинотеатр «Строитель», ул. Красная, 109
В 1956 году открылся кинотеатр "Строитель", потом "Экран". В 1990 году кинотеатр был закрыт.
Также отмечу, что в 2016 году портал «Новый Калининград» сделал интересный проект «Такое кино». Ознакомиться с ним можно перейдя по ссылке: https://www.newkaliningrad.ru/special/takoe-kino/
Во время реализации проекта «К3. Кино. Культура. Калининград» сняли несколько сюжетов:
Автор проекта «К3. Кино. Культура. Калининград», куратор одноименной выставки в музее, автор текста: Александра Макаревич