Большевики притесняли Православную Церковь после захвата власти в России, но Сталин, несмотря на всю свою безжалостность, изменил положение в этой области к лучшему.
Существует легенда, гласящая, что чудо спасло Москву зимой 1941 года, когда немцы приближались к городу.
«Чудотворная икона Богоматери Тихвинской пролетела над Москвой на самолете. Так столица была спасена», - сообщил православный журналист Сергей Фомин в своей книге «Россия перед вторым пришествием».
Но нет никаких доказательств того, что Сталин решил прибегнуть к такой странной мере, чтобы победить врага. Храбрость и мастерство Красной Армии спасли Москву в декабре 1941 года, а не какая-то высшая сила. Но такие легенды остаются популярными.
Эти легенды, хотя и не соответствуют действительности, отражают сдвиг в религиозной политике Сталина во время войны, которая удивила СССР и вдохновила слухи о «тайном православии» лидера. Через два года после победы в битве за Москву Сталин встретился с тремя главными иерархами Русской православной церкви и позволил духовенству совершать богослужения, праздновать Пасху и Рождество, и даже пообещал вернуть церкви некоторые из ее монастырей и освободить заключенных священников. По сути, он снова сделал христианство легальным в атеистической стране.
До 1943 года православные жили в постоянном страхе. Антирелигиозная пропаганда процветала. На протяжении репрессий 30-х годов были казнены не менее 100 000 человек, осужденных по делам, связанным с Церковью. Быть православным христианином (или верующим любого другого рода) в стране, которая поклоняется только коммунизму, означало жить под угрозой.
Сталин умный лидер, и он просто знал, что хорошее отношение к Православной Церкви важно для победы в войне. Во-первых, многие советские граждане оставались тайно религиозными (что не было прямо запрещено), поэтому «легализация» православия помогла сплотить нацию в войне - довольно важная вещь. Во-вторых, союзники подталкивали Сталина к ослаблению его контроля над религиозными деятелями. В-третьих, в 1943 году Красная Армия возвращала советские земли, ранее оккупированные немцами. Оккупанты, пытаясь заручиться общественной поддержкой, вновь открыли храмы, закрытые большевиками, и было бы странно, если бы освободители закрыли их.
Сталин все это понимал и действовал соответственно.
Его биограф, историк Олег Хлевнюк, писал: «Переход от иконоборческого подхода 1920–1930-х годов от массовых репрессий против священников и верующих к примирению был демонстративным, практическим шагом. Такой сдвиг в советской политике по отношению к религии следует рассматривать в контексте поощрения российского патриотизма».
Сталин сдержал свое обещание церковным иерархам. В 1943 году они провели первые за 20 лет выборы патриарха. В обмен на лояльность и поддержку властей Сталин оставил православную церковь. Конечно, государство оставалось атеистичным, но священников больше не сажали в тюрьмы и не убивали.
Следующая волна антицерковных репрессий произошла во времена правления Никиты Хрущева в 1960-х годах, но была гораздо менее кровопролитной.
Спасибо за то, что дочитали до конца эту статью. Возможно она вам понравилась. Оцените её лайком. Автору очень интересны ваши комментарии. Подпишитесь на канал и будете получать каждый день новые исторические факты.