Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Фотография обнажает потустороннюю реальность

В этом посте содержится визуальный материал, который может показаться слишком странным, сложным или неприемлемым.
Если для вас это слишком, прочитайте наш материал про современного фотографа из Ганы, который фотографирует лагерь ссыльных колдуний и закрытые сообщества.

В рамках серии тематических публикаций «Точка доступа» каждую неделю мы рассказываем о том, как современная фотография взаимодействует с культурным, социальным и политическим контекстами.

Через фотографию мы успели посмотреть на новые медиа, политику и историческую травму. На этой неделе мы отрываемся от видимой реальности и расскажем о том, как связаны фотография и потусторонние явления.

Чаще всего фотографию воспринимают как некий документ, «слепок с реальности». Парадоксально, но если фотография показывает нам что-то  потустороннее, для нас она совсем не теряет своей «документальности». Сколько бы необычным, странным ни казалось нам ее содержание, она кажется достоверной, в первую очередь, благодаря своей реалистичности.

Например, когда мы смотрим на картину Гогена «Дух мертвых не дремлет» и видим очертания призрака, мы воспринимаем его, в первую очередь, как художественную деталь. Этот призрак изображен Гогеном, он не претендует на ту реальность, в который находимся мы.

Поль Гоген  «Дух мертвых не дремлет»
Поль Гоген «Дух мертвых не дремлет»

Теперь мы смотрим на портретную фотографию вдовы президента Мэри Тодд Линкольн и за ее спиной стоит призрак покойного Авраама Линкольна. Уильям Мамлер, самый известный «спиритический фотограф», с помощью манипуляции с выдержкой и экспозицией создавал подобный эффект присутствия сверхъестественного, и совсем неплохо такими «обманками» зарабатывал на жизнь.

Но, если не знать, о меркантильном подтексте этих снимков, при взгляде на них даже скептику может стать неуютно, как будто это сверхъестественное — не прихоть фотографа, а мистика самой камеры. Словно объектив обладает пугающе бо́льшей чувствительностью по сравнению с человеческим глазом.

Уильям Мамлер, спиритический портрет Мэри Тодд Линкольн
Уильям Мамлер, спиритический портрет Мэри Тодд Линкольн

Наша бессознательная доверчивость к фотографической форме, наша беззащитность перед «взглядом» объектива превращают фотографию в инструмент виртуального дрейфа между действительной и потусторонней реальностями. Не так важно о каких сверхреальностях идет речь — важно, что мы не способны их видеть. Будь это внешний потусторонний мир, населенный всевозможной нечистью, или это внутренняя, личная невидимая реальность — пространство бессознательного, мечтаний или желаний.

Важно, что фотография, которая стремится эти миры запечатлеть, неизбежно завораживает. Это фотография, которая вначале тотально захватывает своей реалистичностью, потом, когда мы подключаем здравый смысл, постепенно теряет наше доверие.

А нужно ли не доверять таким фотографиям? Может быть, нам стоит сделать вид, что мы поверили? Как оценивать фотографию, которая даже не претендует на то, чтобы быть частью реальности? Эти вопросы мы обсудим в течение недели.

В четвертом выпуске «Документ потустороннего» вы найдете обзор художественный практики Шеннон Таггарт, которая занималась документированием спиритических сеансов, обзор на необычный проект-коллаборацию Роджера Баллена и Асгера Карлсена.

Команда Проекции

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.