Еще не так давно многие в России стонали от «победобесия» - дескать, власти усиленно муссируют тему победы в Великой Отечественной войне, искусственно раздувая патриотический угар и прикрывая им свои просчеты в экономическом и социальном развитии страны.
К такой оценке, может, и были некоторые основания, но в преддверии Нового года замечаются признаки нового «бесия» наших властей, - и оно тоже нуждается в соответствующем осмыслении.
Итак, с началом декабря как кто-то сверху дает отмашку: «Всем готовиться к Новому году!» И начинается!..
Уже с первых чисел по бюджетным учреждениям начинают ездить эмиссары от власти и проверять степень подготовки к Новому году. Как и где и сколько стоят елки, как украшены холлы и вестибюли, на все ли окна наклеены снежинки.
Сверху нагнетаются приказы о проведении обязательных конкурсов на лучшее оформление классных помещений, холлов, больничных отделений и вестибюлей. Руководителей обязывают выделить соответствующие средства на проведение всех этих конкурсов.
Дело доходит до смешного. Когда и в полицейские участки приходят соответствующие приказы, и свободные от вызовов служители порядка по угрозой взысканий от их начальников начинают усиленно вырезать и наклеивать на зарешеченные окна снежинки.
Сначала это кажется смешно, затем не очень, потом странно, а затем начинает наводить уже и на далеко не веселые мысли.
Возникает стойкая параллель с Щедринским городом Глуповым, где, кажется, по приказу Угрюм-Бурчеева, жители обязаны были улыбаться и веселиться. А в случае ослушания жестоко наказывались.
Вопрос: а зачем все это властям нужно? Что стоит за этими неуклюжими попытками поднять народу настроение в преддверие новогоднего праздника?
Не будем сбрасывать со счетов и простое до тривиальности объяснение: властям всегда нужно отвлекать народ от размышлений о своей судьбе. Лучше всего это достигается патриотическими и развлекательными мероприятиями.
Но все-таки за этими «глуповскими» объяснениями есть и еще что-то уже не такое «глупое», что действительно дает основания говорить не о глупости, а о некотором «бесии».
Власти озабочены, чтобы народ радовался и веселился – то есть стал подобен детям, которые способны радоваться и веселиться с ничего. Тут есть некая кощунственное извращение евангельских слов: «радуйтесь и веселитесь» и «будьте как дети».
Эти слова были сказаны в совсем ином, отнюдь не «новогоднем» контексте, но кому-то очень хочется привязать их именно к Новому году и то ли посмеяться, то ли даже покощунствовать и поглумиться над смыслом этих слов.
А заодно и поглумиться над этим глупым народом, который по команде свыше становится радостен и беззаботен как ребенок, предвкушая как дети конфеты – новогодние обжираловки и пьянки.
Здесь еще один кощунственный смысл – пусть народ напивается до потери человеческого образа, забывая о себе самом, о рождественском посте, который предваряет великий праздник Рождества.
Да – и пусть Новый год подальше отодвинет из сознания этот настоящий праздник Рождества Христова, который просто станет довеском к Новому году. То есть пусть в сознании у большинства людей произойдет эта бессознательная подмена: Новый год вытеснит Рождество Христово.
Да, это уже выглядит далеко не по-глуповски, а больше по-бесовски.
Заменить один из самых великих христианских праздников – праздник прихода на землю Спасителя и Сына Божьего – самым бессмысленным праздником, какой только можно придумать, – это далеко не глупо, тут виден уже не совсем человеческий ум.
Впрочем, о бессмысленности Нового года как праздника поразмышляем уже под самый Новый год.
(продолжение следует...)