19 декабря свой 75-летний юбилей отмечает одна из красивейших советских и российских актрис театра и кино, Народная артистка РСФСР, Анастасия Александровна Вертинская.
Юную Настю на пробы фильма "Алые паруса" привела мама - Лидия Вертинская, киноактриса и художница. Именно от нее Анастасия унаследовала необычную, "инопланетную" красоту. Но режиссер Александр Птушко, увидев претендентку на главную роль, категорически ей отказал.
Тогда пятнадцатилетняя Настя была длиннорукой и длинноногой девочкой, с очень короткой стрижкой, несколько угловатой. Кинооператор пожалел плачущую Настю и предложил сделать пробу. На нее надели красивый парик, сделали легкий грим и сняли на фото. Фотопроба оказалась очень удачной. Так роль Ассоль стала для Анастасии Вертинской путевкой в большое кино.
Но наибольшую популярность юной Анастасии принесла роль Гуттиэре. Когда режиссер фильма "Человек-амфибия" (1961) Владимир Чеботаев приступал к съемкам, он долго не мог найти актрису на главную роль. "У нее в глазах должно быть небо" - велел он своим ассистентам по актерам. Увидев Настю он был покорен ее красотой, грацией, лучистым взглядом ярких голубых глаз и прекрасными манерами.
Фильм снимали в бухте возле Севастополя. Чтобы подводные съемки на пленке выглядели лучше, их решили перенести с лета на осень, когда очистится морская вода. Анастасия все подводные сцены проводила без дублера. И когда посиневшую актрису вытаскивали из холодного моря, ее срочно приходилось растирать и согревать. Но все трудности, которые пришлось преодолеть Анастасии, были не напрасными. Фильм имел грандиозный успех.
На международном фестивале фантастического кино в Триесте (Италия), эта кинолента завоевала награду "Серебряный астероид", а Анастасия Вертинская стала восходящей звездой советского кинематографа. Первые две картины принесли ей такую большую известность и популярность, что актрисе с трудом удавалось пройти по улице или проехать в транспорте. Очень многие хотели дотронуться до нее. С тех пор Анастасия Александровна очень боится толпы.
В фильме "Гамлет"(1964) режиссера Григория Козинцева актриса сыграла Офелию. Картина оказалась очень успешной на Западе. Она получила множество престижных наград, среди которых специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Именно после роли Офелии Вертинская четко осознала, что ее призвание в жизни - кино и театр. В 1967 году после окончания Щукинского театрального училища, она почти год работала в театре им. Вахтангова, а в 1968 году перешла в театр "Современник", где проработала десять лет. Потом был МХАТ.
Среди ее знаменитых театральных ролей - Оливия в "Двенадцатой ночи", Нина Заречная в "Чайке", Елена Андреевна в "Дяде Ване" и другие. Но по-прежнему в ее жизни большую роль играл кинематограф. В 60-80 годах наиболее заметными работами актрисы стали: Лиза Болконская в "Войне и мире"(1966-1967), Кити Щербацкая в "Анне Карениной(1967), Таня в фильме "Влюбленные"(1969), Галина Прокофьева в "Случае с Полыниным"(1970), Джемма в "Оводе"(1980) и многие другие.
Но своими самыми любимыми ролями Анастасия Александровна считает Мону в фильме "Безымянная звезда"(1978) и Маргариту в фильме "Мастер и Маргарита"(1994). В роли Моны режиссер Михаил Казаков изначально представлял только Анастасию Вертинскую. Он позволил актрисе самой создать этот образ. "Больше всего...люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой, - говорила Вертинская. - ...В этой роли есть все: и лирическое начало, и драматическое, и комедийное..."
На роль Маргариты пробовались Ирина Алферова, Елена Майорова, Вера Сотникова, Светлана Рябова, Анна Самохина, Наталья Данилова. Но режиссер Юрий Кара выбрал Анастасию Вертинскую. Она оказалась убедительнее всех, с ее чувственностью, утонченностью, аристократизмом.
Всего на счету Анастасии Вертинской больше трех десятков фильмов. Одним из последних на сегодняшний день является "Казус Белли" (2002). Помимо съемок в кино актриса успела поработать и на телевидении. Она являлась автором программ, "Золотое сечение" и "Другие берега", которые выходили на Первом канале. Занималась преподавательской деятельностью. В 1991 году Анастасия Александровна организовала благотворительный фонд.
Также Вертинская занимается популяризацией творческого наследия своего отца - выдающегося поэта, певца, композитора и актера Александра Вертинского. Вышло переиздание книги воспоминаний Александра Вертинского "Дорогой длинною". Рукопись этой книги была отредактирована Анастасией Александровной. Также актриса занималась изданием компакт-дисков с произведениями Вертинского.
Анастасия Вертинская дважды была замужем. Первым её мужем был известный актер и режиссер Никита Михалков, от этого брака родился сын Степан. А во второй раз актриса вышла замуж за известного певца Александра Градского. Оба брака были недолговечны и закончились разводом. У Анастасии Александровны есть внучка и три внука.
Сейчас Анастасия Вертинская "большая русская актриса и настоящая звезда, не снимается в кино и не играет в театре, что вызывает у ее поклонников чувство сожаления". Помимо актерского таланта у Анастасии Александровны незаурядные кулинарные способности. Она вместе со своим сыном занимается ресторанным бизнесом. Их ресторан называется просто - "Вертинский".
Хочется пожелать Анастасии Александровне крепкого здоровья, долголетия и надеемся увидеть ее в новых интересных ролях.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.