8 подписчиков

Миф про выражение «Народ безмолвствует…»

552 прочитали
Бояре во главе с князем Мосальским входят в дом, где находятся вдова и взрослые дети Бориса Годунова. Народ слышит из дома женский визг, пытается вмешаться, но двери заперты.
Отворяются двери. Мосальский является на крыльце
Мосальский:
Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует.
Бояре во главе с князем Мосальским входят в дом, где находятся вдова и взрослые дети Бориса Годунова. Народ слышит из дома женский визг, пытается вмешаться, но двери заперты. Отворяются двери.

Пушкинское «народ безмолвствует» в «Борисе Годунове» используется и историками, и литературоведами как доказательство покорности и кротости народа, его безразличия ко всему.

Но молчат-то когда? Когда только что объявлен новый царь! Здесь крик народа просто обязателен, он входит в принятый сценарий политических игр.

Так французские дворяне, узнав о смерти короля, произносили принятую традицией формулу:

«Король умер, да здравствует король!» Эта формула возглашалась на собраниях дворянства при больших скоплениях людей.

«Король умер. Да здравствует король!», 1 сентября 1715 года. В день смерти короля Людовика XIV регент герцог Орлеанский объявил новым королём пятилетнего Людовика XV. Кардинал де Ноай приносит присягу на верность новому монарху. Французская гравюра.
«Король умер. Да здравствует король!», 1 сентября 1715 года. В день смерти короля Людовика XIV регент герцог Орлеанский объявил новым королём пятилетнего Людовика XV. Кардинал де Ноай приносит присягу на верность новому монарху. Французская гравюра.

Народ не одобрял ни этого, по сути, неплохого царя, ни тех, кто расправился с его семьей.

Слова «Да здравствует король!» полагалось подхватывать хором, обращая к будущему королю лица, простирая правые руки. Многие в таких случаях опускались на левое колено, в том числе и дамы — необходимая демонстрация лояльности. И попробовал бы дворянин не участвовать в подобном церемониале! Позвольте… Но ведь точно такое же действие и совершает народ в произведении А. С. Пушкина. Народ прекрасно понимает, что он делает, и логика его поведения была хорошо понятна во времена Пушкина, — это к нашему времени она подзабылась. Народ демонстративно отказывается кричать свое «Да здравствует!» царю, которого сажают на престол бояре и князья… но которого народ не считает ИСТИННЫМ.

Настанет день, и народ взбунтует, предельно ясно показывая, что он думает об узурпаторе.

Пока он «всего лишь» молчит.

Восстание становится логическим продолжением нравственного осуждения — то есть «безмолвствования народа». Громовой выстрел из пушки пеплом Гришки Отрепьева, того самого, которого Мосальский велел величать государем Дмитрием Ивановичем, и есть прямое продолжение этого леденящего, мертвого молчания.