В середине теперь уже прошлого, XX века, Борис Васильев написал: «Мудрость и ученость разнятся между собой как нравственность и знание статей уголовного кодекса. Некий усредненный наш современник знает сегодня несравненно больше, чем знали образованнейшие люди 100 лет назад, но означает ли это, что усредненный современник наш стал умнее Герцена лишь оттого, что его мозг хранит бездну необязательной информации».
Классик противопоставил обилие загруженной в голову информации и способность человека рассуждать, анализировать, отдав пальму первенства как раз аналитическим способностям человека. А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны.
Герцен, на которого ссылается писатель, это авторитет революции, идеолог революционного мировоззрения. С точки зрения его современников, он был неправ во многом. С точки зрения наших современников – почти забыт и бесполезен.
То, над чем трудился действительно недюжинный ум Герцена, современным поколением почти не востребовано. Спросите средне статистического студента, что он знает о Герцене. В лучшем случае, услышите цитату Ленина про «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию».
Получается, способность к аналитическому мышлению, умение рассуждать на абстрактные темы нынче уже не в цене. Любой учитель литературы подтвердит эту печальную истину - мы не учим детей рассуждать, мы заставляем их заучивать шаблоны. Для ЕГЭ.
Идем дальше. В мою бытность студентом мед вуза, мы до потемнения в глазах заучивали, например, ход черепно-мозговых нервов через все выступы и отверстия в черепе, расположение по отношению к мышцам и сосудам…или, например, локализацию всех корковых представительств анализаторов.
Цель этих знаний – помочь доктору на основании клинической картины, то есть признаков заболевания, правильно поставить диагноз - где, в каком месте, какой точке мозга искать проблему. Сейчас эта задача решается за 30 мин путем МРТ.
Получается, огромный пласт наших знаний сегодня уже не нужен. Коллеги с факультета педиатрии наизусть учили процентный состав детских смесей, чтобы практически налету давать мамочке совет, какая из смесей подойдет вашему ребеночку. Сейчас и этот объем знаний не нужен. Структура того, что мы называем «знания» существенно изменилась
Сегодня гораздо важнее умение быстро найти нужную информацию, оценить ее достоверность. Да, раньше учебнику верили на все 100%, а теперь появилось понятие «авторская точка зрения», которая очень часто не соответствует общепринятой. Поэтому сегодня, когда мы сетуем на плохое образование, следует вначале понять, а что мы имеем ввиду под словом «знания».
Человек, быстро разгадывающий кроссворды, отнюдь не мудрец и не специалист. Просто он знает много слов и умеет их подставлять в нужные клеточки. Примерно так сегодня построено обучение в школах, нацеленное на ЕГЭ. Это ли знания? Сомневаюсь. Тогда что?
Нынче в тренде софт скилс (soft skills) – так сейчас называют личностные способности к нестандартному принятию решений, коммуникативные навыки… то есть чисто человеческие компетенции, которые на самом деле не зависят от объема теоретических знаний, а больше от эмоционально-волевой сферы индивида. Но современные объявления о вакансиях подтверждают востребованность именно этих компетенций на рынке труда.
Ну и еще для примера приведу спектр профессий будущего, заявленный на synergy global forum в Санкт-Петербурге осенью 2019 г.
Оценщик интеллектуальной собственности
Проектировщик индивидуальных финансовых траекторий
Тайм брокер
Специалист по краудсорсингу общественных проблем
Специалист по адаптации
Медиатор социальных конфликтов
Разработчик образовательных траекторий
Координатор образовательной онлайн платформы
Ментор стартапов
Разработчик инструментов обучения состояниям сознания
Трендвотчер
Проектировщик нейроинтерфейсов
И другие. Могу поспорить, что многие полезли в интернет словарики, чтобы понять «Это вообще что?!» Не вдаваясь в подробности, это – наше будущее. Нравится оно нам или нет, но оно наступает. Мы, конечно, можем продолжать постанывать, что при СССР колбаса была вкуснее и медицина бесплатная, но идем мы именно вот в это будущее.
Поэтому, как мама\бабушка и даже педагог с 20-летним стажем я иногда не знаю, что посоветовать молодому человеку в вопросе выбора профессии, потому что не всегда могу четко определить, что в современном понимании является «востребованными знаниями».
Если материал интересен, не поскупитесь на лайк, подписывайтесь на канал и давайте обсудим ситуацию в комментариях.