Вначале —две предпосылки:
- Балет, это искусство поз, т.е. состоит из поз и движений. Она из основных балетных поз, она же одна из самых красивых - атитюд (attitude). Смотрим фото и верим этому.
- Без понимания французской балетной терминологии становиться зрителем балета можно и не начинать. Если не хочешь быть полным л@шарой. Балет без французского, как паста без сыра - невкусно!
А теперь поехали...
В книжке Вагановой ну до чего же сухо описан этот атитюд. Может быть, это объясняется тем, что книжка эта - учебник. Но интуитивно чувствую, что Агриппина Яковлевна суровый солдат балета, не знающий слов любви, мир ее праху, и да простят меня балетные!
А с другой стороны, надо иметь поэтическую сущность, чтобы описать этот чудесный и волнующий атитюд. Ну вот как-то так:
Идеальное полукружье спины, и выразительную пластику кистей рук венчает взлетевшая, изломленной чувственной линией, грациозная ножка. И в этом стоп кадре "мраморного тела" вдруг на мгновение вспыхнет памятью фарфоровая статуэтка балерины на бабушкином комоде. ©В. Подкользин
Итак, атитюд, это величайшая балетная поза. Думаете иначе?
На снимке мы видим фрагмент из танца "Весна" в исполнении студенток Башкирского Хореографического колледжа им. Р. Нуреева на сцене Башкирского оперного театра.
Наш герой - атитюд - здесь исполнен в положении эфасе (effaces - открытая поза по отношению к зрителю.., и какая эта поза, я вас умоляю... и вновь отсылаю к фото. А нам только и остается, что прикрыться сукиным сыном Пушкиным (стих сложный, раз прочесть - не понять):
Но, каюсь, ножка Терпсихоры прелестней чем-то для меня;
Она, пророчествуя взгляду неоцененную награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой…
А.С. Пушкин
Однако же успокоимся и вернемся к тексту.
Обращаем внимание, что здесь исполнение этой фигуры выполнено на высоких полупальцах (demi pointe). На ногах танцовщиц балетки, качество фотографии позволяет видеть все детали. Балетки это такая мягкая обувь - ну вы знаете. На носочки [не дай бог вам так сказать], в балетной среде говорят "на пальцы", танцовщицы встают, только если на ногах одеты пуанты (обувь с жестким каркасом, пуанте (pointe) переводится, собственно, как "пальцы"). Ноги на пуантах сумасшедше удлиняются, это стразу видно.
В тексте используется специальная терминология. Без нее, ммм.. флёр повествования не тот. Самому дается она не просто - клянусь. Попробовал преподать вам ее так, чтоб вы всё вспомнили во время просмотра балетного спектакля. Когда нибудь...
Я очень старался сделать хорошие фотографии учащихся хореографического училища, а уж как старался сочинять эту статью, так что наградите меня вашими лайками!
За консультации и пояснения во время написания текста большое спасибо педагогу БХК Анастасии Русских и студентке БХК Виктории Максименко
©Текст Владимир Подкользин