Найти тему
Владимир

Балет глазами дилетанта. Атитюд

Вначале —две предпосылки:

  • Балет, это искусство поз, т.е. состоит из поз и движений. Она из основных балетных поз, она же одна из самых красивых - атитюд (attitude). Смотрим фото и верим этому.
Атитюд в исполнении Виктории Максименко, студентки 2 курса Уфимского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева. Фото ©Владимир Подкользин
Атитюд в исполнении Виктории Максименко, студентки 2 курса Уфимского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева. Фото ©Владимир Подкользин
  • Без понимания французской балетной терминологии становиться зрителем балета можно и не начинать. Если не хочешь быть полным л@шарой. Балет без французского, как паста без сыра - невкусно!

А теперь поехали...

В книжке Вагановой ну до чего же сухо описан этот атитюд. Может быть, это объясняется тем, что книжка эта - учебник. Но интуитивно чувствую, что Агриппина Яковлевна суровый солдат балета, не знающий слов любви, мир ее праху, и да простят меня балетные!

А с другой стороны, надо иметь поэтическую сущность, чтобы описать этот чудесный и волнующий атитюд. Ну вот как-то так: 

Идеальное полукружье спины, и выразительную пластику кистей рук венчает взлетевшая, изломленной чувственной линией, грациозная ножка. И в этом стоп кадре "мраморного тела" вдруг на мгновение вспыхнет памятью фарфоровая статуэтка балерины на бабушкином комоде. ©В. Подкользин
Атитюд  в исполнении студенток  курса Уфимского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева. Фото ©Владимир Подкользин
Атитюд в исполнении студенток курса Уфимского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева. Фото ©Владимир Подкользин

Итак, атитюд, это величайшая балетная поза. Думаете иначе?

На снимке мы видим фрагмент из танца "Весна" в исполнении студенток Башкирского Хореографического колледжа им. Р. Нуреева на сцене Башкирского оперного театра. 

Наш герой - атитюд - здесь исполнен в положении эфасе (effaces - открытая поза по отношению к зрителю.., и какая эта поза, я вас умоляю... и вновь отсылаю к фото. А нам только и остается, что прикрыться сукиным сыном Пушкиным (стих сложный, раз прочесть - не понять):

Но, каюсь, ножка Терпсихоры прелестней чем-то для меня; 
Она, пророчествуя взгляду неоцененную награду, 
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой…

А.С. Пушкин

Однако же успокоимся и вернемся к тексту.

Обращаем внимание, что здесь исполнение этой фигуры выполнено на высоких полупальцах (demi pointe). На ногах танцовщиц балетки, качество фотографии позволяет видеть все детали. Балетки это такая мягкая обувь - ну вы знаете. На носочки [не дай бог вам так сказать], в балетной среде говорят "на пальцы", танцовщицы встают, только если на ногах одеты пуанты (обувь с жестким каркасом, пуанте (pointe) переводится, собственно, как "пальцы"). Ноги на пуантах сумасшедше удлиняются, это стразу видно.

В тексте используется специальная терминология. Без нее, ммм.. флёр повествования не тот. Самому дается она не просто - клянусь. Попробовал преподать вам ее так, чтоб вы всё вспомнили во время просмотра балетного спектакля. Когда нибудь...

Я очень старался сделать хорошие фотографии учащихся хореографического училища, а уж как старался сочинять эту статью, так что наградите меня вашими лайками!

Редактировать карусель 1 из 5           Добавьте описание
Редактировать карусель 1 из 5 Добавьте описание

За консультации и пояснения во время написания текста большое спасибо педагогу БХК Анастасии Русских и студентке БХК Виктории Максименко

©Текст Владимир Подкользин