Целью цикла публикаций является ознакомление веганов и поддерживающих их с концепцией и стратегией политического веганства и основами социально-политического движения за изменение отношения к животным, защите их от произвола со стороны человека.
Специальная терминология
1. Чувствующие существа — представители царства животных, обладающие нервной системой.
2. Межвидовая конкуренция — борьба популяций и видов за жизненное пространство и ресурсы.
3. Произвол — обращение и распоряжение жизнями особей других видов вне рамок межвидовой конкуренции.
4. Избирательное отношение — выбор среди множества чувствующих существ особей, которые заслуживают особой участи.
5. Эквализм — принцип равного уважения интересов всех видов чувствующих существ, пока это не противоречит жизненным интересам человека и человечества.
6. Принцип невмешательства — политика безучастного наблюдения за жизнедеятельностью биоценозов, не участвующих в межвидовой конкуренции с человеческим видом.
Веганство как политическое движение против произвола по отношению к чувствующим существам.
Целью стратегического веганства является создание общественно-политического движения за отмену произвола и распорядительства по отношению к живым чувствующим существам и биоценозам.
Стратегическое веганство включает в себя следующие аспекты:
— политические
— экономические
— экологические
— культурные
Т.е. касается всех сфер жизни, где возможно взаимодействие с животными и имеющих влияние на социальные институты.
Идеология стратегического веганства определяет следующие направления деятельности:
— влияние на индустрию эксплуатации и смерти через пропаганду уменьшения потребления продуктов эксплуатации животных (ПЭЖ).
— влияние на общественное мнение посредством активистской деятельности на уровне граждан и социальных институтов через культурно-массовые мероприятия, агитдеятельность и популяризацию в СМИ.
— влияние на законодательную власть через общественное мнение и путем продвижения кандидатов, имеющих эко-веганскую повестку в своей программе.
Стратегическое веганство не ставит перед собой цели следить за «чистотой» каждого члена движения. Оно фокусируется не на образе жизни отдельно взятого индивида, а на политической цели по пересмотру статуса животных с «товар/собственность/ресурс/развлечение» на «чувствующие существа/соседи», заслуживающие уважения к их жизни, здоровью, свободе там и тогда, когда это не противоречит базовым интересам и потребностям человека, как вида. К базовым интересам/потребностям человека можно отнести:
— защита жизни и здоровья от прямой (нападение) или косвенной (переносчики болезнетворных организмов) угрозы в независимости от вида нападающего (человек или иное чувствующее существо);
— выращивание растительных продуктов питания и сопутствующая защита урожая;
— строительство и защита частной собственности (дом, мебель, транспортные средства и т.д.);
— строительство и защита инфраструктурных строений, зданий, сооружений (пути сообщения, мосты и переправы; производственные, торговые и офисные помещения; линии нефте-, газо-, тепло- и электропередачи; сотовые вышки и т.д.).
Политика веганского движения предполагает совокупность действий, направленных на защиту животных от человеческого произвола и распорядительства, т.е. от действий человека, не обоснованных жизненной необходимостью и признает равноценность и равнозначность жизней всех видов чувствующих существ в независимости от личных симпатий, а также не допускает дискриминации одного вида ради интересов другого вида (но не человека), т.е. избирательное отношение к жизням других существ.
В чем же разница между политическим веганством, обычным веганством и околовеганскими движениями?
Прежде всего в том, что политический веган ставит перед собой цель максимизации своего влияния на общество и его распорядительские установки и практики по отношению к другим видам. Политического вегана волнует прежде всего понижение спроса на ПЭЖ, как маркера масштабов неоправданного жизненной необходимостью насилия. Политический веган мыслит стратегично. Стратегичность политического вегана предполагает втягивание в веганский дискурс (чувствующие существа заслуживают защиты от произвола) как можно большего количества людей. Стратегия втягивания людей в политическое веганство и ведёт к ускорению распространения веганских идей и более лояльному отношению к веганам.
Политический веган негативно относится к разделению на веганов и всех остальных людей, т.к. это скорее раздражает широкие слои населения (и нейтральных по этому вопросу и действительно неравнодушных к положению животных) и стимулирует образование негласного сговора: «Веганы — неадекватны». Политические веганы, втягивая максимум участников в веганские идеи и повышая лояльность этих участников к веганским идеям, делают ставку на массовое, масштабное снижение (до критического уровня) спроса на ПЭЖ и не поддерживают разделение людей на два лагеря.
Политическое веганство как движение не заинтересовано в создании узкого и закрытого круга людей, которые, заплатив за вход отказом от ПЖП, приобрели «моральное право» выражать своё недовольство обществом и его порядками. Некоторые околовеганские течения можно считать новой формой клира (духовенства), которое за счёт собственной «аскезы» легитимизирует своё «право» диктовать свои собственные (довольно непростые для основного большинства людей) стандарты жизни и потребления. Ведь чем выше стандарты, тем сильнее разница между обычным человеком и таким веганом, и это становится способ удовлетворения внутренней потребности быть не таким как все остальные, что еще больше увеличивает разрыв между ними и обычными людьми.
Политические веганы выдвигают высокие требования прежде всего к себе. Они осознают необходимость собственного соответствия высокому стандарту в их активистской деятельности: способность интеллектуально и эмоционально противостоять (развенчанием) множеству мифов и предрассудков о ПЭЖ, мешающих реальному изменению статуса чувствующих существ.
Для выработки навыка убедительной, логичной, последовательной и непротиворечивой аргументации политические веганы ставят перед собой цель:
— обретение базовых знаний (из биологии, экологии, диетологии, логики и даже математики);
— подготовка себя к ситуациям, в которых нужно суметь лаконично или развёрнуто (в зависимости от собеседника и обстановки) предоставить аргументированный ответ на самые распространённые мифы, страхи и возражения.
Политическое веганство основано на понимании факта, что важна не «глубина» веганских принципов узкой группы людей, которые организуют свою жизнь вокруг поисков товаров, не содержащих ПЭЖ и не тестирующихся на животных, а прежде всего «ширина» распространения веганской идеи: «Чувствующие существа должны быть защищены от произвола и насилия, не обоснованного жизненной необходимостью человека», т.е. лояльность к веганской идее широких слоёв населения.
Политическое веганство основано на понимании одного из прочих фундаментальных принципов живой природы — межвидовой конкуренции и доминирования. А потому политические веганы беспокоятся прежде всего о своей способности влиять на общественные установки, а отказ от ПЭЖ рассматривают как необходимую плату, за получение «морального права» призывать людей к тому, что уже сделали сами (отказались от покупки мяса, молока, яиц, например).
Обычное (читай устаревшее) веганство не осознаёт, что человечество является таким же участником межвидовой конкуренции и вынуждено дискриминировать другие виды (захват территорий, например) ради собственного выживания, и не видит, что это лишь одна из необходимых форм выживания и развития человека как вида.
А потому и не удивительно, что такие веганы, не понимая неизбежности межвидовой конкуренции и доминирования в ней, беспокоятся прежде всего о своем признании среди себе подобных, не желая принимать во внимание тот факт, что не могут полностью быть верными своим же собственным идеям — не быть "спесишистами", т.е. теми, кто дискриминирует другие виды.
Политическое веганство расширяет практику и идеологию веганства (как отказа от дискриминации животных с целью поедания их тел, яиц, выделений и т.д.) до межвидового вопроса и формулирует перед обществом более фундаментальные вопросы:
— Какими должны быть отношения между человеком и другими видами чувствующих существ?
— В каких случаях дискриминация оправдана жизненной необходимостью, а в каких — нет?
— На каком рубеже человеческой экспансии (расширения территории своей жизнедеятельности, в том числе и из-за неконтролируемой рождаемости) мировое сообщество должно умерить свои аппетиты и сказать:
«Вот до этой границы — это организация достойной (еда, жильё, безопасность, комфорт) жизни, и мы готовы заплатить за это вымиранием и дискриминацией такого-то количества видов и особей. А вот всё, что за пределами этой границы — блажь, прихоть и неуёмное потребительство, ведущее к необоснованной дискриминации других видов»
__________________________________________________________________________________________
Автор: Алексей Лютов.
Автор данной публикации не использует в своих трудах переводы зарубежных теоретиков прав животных.