Пророчество не сбылось
Если вы, мои малиновые штаны, не поняли из вступления, то НМ относится негативно не к самому творчеству Оруэлла, а именно к его фанатам. При этом, не ко всем, а к тем, которые любят натягивать сову событий романа на глобус реальной жизни.
А всё почему? А потому что был прав не Оруэлл, а Хаксли.
Оруэлл боялся, что нам запретят читать. Хаксли боялся, что мы сами перестанем читать.
Итак, скажите... кто нам запрещает читать? М-м-м? Хоть кто-то? Нет, никого не находится. Мы живём в мире информационного изобилия, где при желании можно найти почти любую информацию. Для этого даже не надо идти в бухгалтерию: достаточно будет мобильного телефона.
В современном мире даже появление воспетых Бредбери пожарных, сжигающих книги, не страшит. Физические копии книг, конечно, будет жалко, но их цифровые копии вымарать не удастся. Не удаётся ведь вымарать цифровые копии украденных пиратами фильмов и игр.
Всё ещё гипербола, но уже ближе к реальности
Сценарии №1984 и №451 в современном мире уже попросту невозможны. Можно взрастить закрытое общество, но невозможно закрыть общество, уже познавшее информационное изобилие. Зато можно переключить внимание общества на какую-нибудь другую дутую проблему, чтобы оно даже и не думало смотреть на проблему реальную.
" Хлеба и зрелищ"
Римский поэт и сатирик Ювенал
Хаксли берёт этот принцип и возводит его в абсолют. "Сомы грамм, и нет больше драм", постоянно повторяют его герои. Они глотают эту сому, как современный человек глотает успокоительное. "Дивный Новый Мир" это воспевание общества потребления, в котором даже не нужен никакой аппарат репрессий, чтобы задавить очередного просветителя.
Этот мир одноразовых людей и вещей задавит его сам. Его голос потонет в потоке информационного мусора с экранов их устройств.
Этого я и боялся... потому и был готов
Впрочем, антиутопии никогда и не планировались, как предсказания будущего. Антиутопии полагается быть страшилкой. Антиутопия и должна гиперболизировать проблему, доводить её до абсурда, описывать ситуацию, которая заставит читателя вздрогнуть, оторвать взгляд от страниц книги, и оглядеться вокруг, опасаясь увидеть признаки того, что подобное будущее может наступить.
Это пророчески: "первое правило волшебника" гласит, что люди склонны верить в то, во что хотят, чтобы это оказалось правдой, и в то, что они боятся, что это окажется правдой.
А люди боятся лишиться свободы больше, чем оказаться в этой свободе утопленными.
Противостояние "Оруэлл vs Хаксли", оставившее Замятина и Бредбери на обочине, это противостояние идеологий. Но не идеологий "тотального контроля" или "общества потребления", а их противфаз. И противфаза для "общества потребления" - это более взрослая и актуальная противофаза. Пусть и, всё ещё, адски снобистская.
Что же до НМа, то автору этих строк терзания главных героев актиутопий кажутся комичными. Возможно, НМ уже настолько очерствел, что для него стали чужды все эти "не вынесла душа поэта..." и связанные с ними страдания. В конце концов, НМ итак, подобно вышеописанным героям, в меньшинстве. Но его это ничуть не волнует. Живёт, зараза, радуется, да ещё и с наглой миной строчит в интернетик очередное своё непопулярное мнение.