Найти тему
Непопулярное мнение

Хаксли vs Оруэлл

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Скажите... вас когда-нибудь раздражала любовь к Оруэллу и его "1984"? Вот меня - да. Разумеется, дело не в том, хороша или плоха история про большого брата, который следит за всеми. Потому что, сама по себе эта история, конечно же, не просто так бередит сердечки любителей фантастики. Всё дело именно в народной любви находить в "1984" пророческие мотивы, которых нет и в помине. Можете не доставать конспекты, сегодня кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики проводит свободный урок.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Скажите... вас когда-нибудь раздражала любовь к Оруэллу и его "1984"? Вот меня - да. Разумеется, дело не в том, хороша или плоха история про большого брата, который следит за всеми. Потому что, сама по себе эта история, конечно же, не просто так бередит сердечки любителей фантастики. Всё дело именно в народной любви находить в "1984" пророческие мотивы, которых нет и в помине. Можете не доставать конспекты, сегодня кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики проводит свободный урок.

Пророчество не сбылось

Если вы, мои малиновые штаны, не поняли из вступления, то НМ относится негативно не к самому творчеству Оруэлла, а именно к его фанатам. При этом, не ко всем, а к тем, которые любят натягивать сову событий романа на глобус реальной жизни.

А всё почему? А потому что был прав не Оруэлл, а Хаксли.

Оруэлл боялся, что нам запретят читать. Хаксли боялся, что мы сами перестанем читать.

Итак, скажите... кто нам запрещает читать? М-м-м? Хоть кто-то? Нет, никого не находится. Мы живём в мире информационного изобилия, где при желании можно найти почти любую информацию. Для этого даже не надо идти в бухгалтерию: достаточно будет мобильного телефона.

В современном мире даже появление воспетых Бредбери пожарных, сжигающих книги, не страшит. Физические копии книг, конечно, будет жалко, но их цифровые копии вымарать не удастся. Не удаётся ведь вымарать цифровые копии украденных пиратами фильмов и игр.

А вот "Дивный Новый Мир" всё ещё остаётся актуальной страшилкой. Иллюстрации и карикатуры, подобные этой, продолжают рождаться вновь и вновь. Потому что повальное отупление общества, прилипающего к экранам устройств, куда более реально, чем реальный запрет на источники информации. Да, подобные мотивы были и у Оруэлла, и у Бредбери... но в "Дивном Новом Мире" никто не тратит силы на уничтожение умных книг. Они просто никому не интересны.
А вот "Дивный Новый Мир" всё ещё остаётся актуальной страшилкой. Иллюстрации и карикатуры, подобные этой, продолжают рождаться вновь и вновь. Потому что повальное отупление общества, прилипающего к экранам устройств, куда более реально, чем реальный запрет на источники информации. Да, подобные мотивы были и у Оруэлла, и у Бредбери... но в "Дивном Новом Мире" никто не тратит силы на уничтожение умных книг. Они просто никому не интересны.

Всё ещё гипербола, но уже ближе к реальности

Сценарии №1984 и №451 в современном мире уже попросту невозможны. Можно взрастить закрытое общество, но невозможно закрыть общество, уже познавшее информационное изобилие. Зато можно переключить внимание общества на какую-нибудь другую дутую проблему, чтобы оно даже и не думало смотреть на проблему реальную.

" Хлеба и зрелищ"
Римский поэт и сатирик Ювенал

Хаксли берёт этот принцип и возводит его в абсолют. "Сомы грамм, и нет больше драм", постоянно повторяют его герои. Они глотают эту сому, как современный человек глотает успокоительное. "Дивный Новый Мир" это воспевание общества потребления, в котором даже не нужен никакой аппарат репрессий, чтобы задавить очередного просветителя.

Этот мир одноразовых людей и вещей задавит его сам. Его голос потонет в потоке информационного мусора с экранов их устройств.

Страшно? Мне - нет. Я перестал бояться этого будущего давным давно. Когда понял, как надо отсеивать одноразовых людей. Взгляните на карикатуру выше. Первый фрейм - это просто поверхностный взгляд на то, чем занимаются люди. Господа, проводящие впечатление умных, часто оказываются просто снобами и ханжами. Ведь форма не определяет содержание: в мобильном, помимо информационного мусора, есть ещё и окно в мир настоящих знаний. Информацию для многих своих статей НМ прочитал с экрана своего мобильного.
Страшно? Мне - нет. Я перестал бояться этого будущего давным давно. Когда понял, как надо отсеивать одноразовых людей. Взгляните на карикатуру выше. Первый фрейм - это просто поверхностный взгляд на то, чем занимаются люди. Господа, проводящие впечатление умных, часто оказываются просто снобами и ханжами. Ведь форма не определяет содержание: в мобильном, помимо информационного мусора, есть ещё и окно в мир настоящих знаний. Информацию для многих своих статей НМ прочитал с экрана своего мобильного.

Этого я и боялся... потому и был готов

Впрочем, антиутопии никогда и не планировались, как предсказания будущего. Антиутопии полагается быть страшилкой. Антиутопия и должна гиперболизировать проблему, доводить её до абсурда, описывать ситуацию, которая заставит читателя вздрогнуть, оторвать взгляд от страниц книги, и оглядеться вокруг, опасаясь увидеть признаки того, что подобное будущее может наступить.

Это пророчески: "первое правило волшебника" гласит, что люди склонны верить в то, во что хотят, чтобы это оказалось правдой, и в то, что они боятся, что это окажется правдой.

А люди боятся лишиться свободы больше, чем оказаться в этой свободе утопленными.

Противостояние "Оруэлл vs Хаксли", оставившее Замятина и Бредбери на обочине, это противостояние идеологий. Но не идеологий "тотального контроля" или "общества потребления", а их противфаз. И противфаза для "общества потребления" - это более взрослая и актуальная противофаза. Пусть и, всё ещё, адски снобистская.

Что же до НМа, то автору этих строк терзания главных героев актиутопий кажутся комичными. Возможно, НМ уже настолько очерствел, что для него стали чужды все эти "не вынесла душа поэта..." и связанные с ними страдания. В конце концов, НМ итак, подобно вышеописанным героям, в меньшинстве. Но его это ничуть не волнует. Живёт, зараза, радуется, да ещё и с наглой миной строчит в интернетик очередное своё непопулярное мнение.