Необходимость программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода до 2030 года была очевидна. Наши дороги находятся в отвратительном состоянии. Такая инфраструктура в полуторамиллионном городе (к тому же это столица не только региона, но и федерального округа) никак не соответствует ни статусу, ни задачам развития города и обеспечения комфортной жизни горожан.
Другое дело, что принято «планов громадье», и естественно возникает вопрос, как пел, Владимир Семенович Высоцкий: «где деньги, Зин?».
Ни сам город, ни Нижегородская область самостоятельно не потянут такой объем работ – затраты на десять лет программы в пятнадцать раз превышают годовой доход Нижнего Новгорода. В каком объеме будет нам помогать федерация и будет ли – тут есть вопросы и сомнения.
Я первый буду аплодировать, если всех заявленных целей удастся достичь, но ведь даже к чемпионату мира 2018 года с очень большими трудностями запустили всего одну станцию метро. До сих пор непонятно, куда будет дальше развиваться Нижегородский метрополитен, а вложения нужны колоссальные.
Кто будет заниматься этим финансированием? При всем уважении к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода, праздник закончится в 2021 году. А дальше наш город не будет слишком заметен на федеральном уровне, чтобы выделять на него огромные средства.
Поэтому совершенно непонятно, на что строить эти обозначенные в программе шесть станций метро, несколько мостов и еще много чего, даже если напрячь все лоббистские усилия губернатора Глеба Никитина, мэра Владимира Панова, депутатов Государственной думы и задействовать все возможные рычаги.
Если удастся – я буду рад. Но пока есть большие сомнения.
Сегодня мне эта программа напоминает построение в СССР коммунизма к 1980 году, обещанное одним из съездов КПСС. 1980-ый год давно прошел, а коммунизма так и не построено.
Как бы программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода не осталась благими пожеланиями на бумаге.
Для сравнения напомню, что полузабытый ныне Globe Town в Борской пойме преподносился как некие размышления: «а почему бы не построить», но потом посчитали и отказались. Сейчас же нам предлагают принятую и согласованную программу, это документ, вроде бы обязательный к выполнению. Но в какой мере он будет выполнен – это большой вопрос.
Константин Барановский