Красноярской арт-галерее Романовых исполнилось десять лет.
Кое-кто называет детище галериста, коллекционера, почётного члена Союза художников России, члена Творческого союза художников России Валентины Романовой "дорогой игрушкой", но эта арт-галерея, расположившаяся на огромном пространстве жилого дома - от первого этажа до подвальных помещений, для увлечённого человека значит много больше.
Проводя экскурсию, Валентина Александровна с удовольствием демонстрирует разнообразные экспонаты - шкатулки с оригинальной палехской росписью, очаровательные авторские матрёшки из Сергиева Посада, раритетные деревянные африканские статуэтки со столетней историей, которые и в руках-то можно держать с благоговейным трепетом.
Приносят кое-что знакомые художники на продажу, но в основном Валентина Романова собирает художественные шедевры, что называется, для своего удовольствия и для того, чтобы дарить радость приходящим в эти уютные залы красноярцам.
В залах вывешены работы красноярских художников Светланы Шинкаренко, Ирины Верпеты, Румяны Внуковой, натюрморты омича, Заслуженного художника РФ Андрея Машанова, каталонского художника, скульптора, графика Хуана Миро. Выставлена таинственная, притягательная, обдающая мощной энергетикой скульптура ученика знаменитого Даши Намдакова, рано ушедшего из жизни Гэсэра Зодбоева - "Первая молитва", первая отливка которой была подарена Далай-ламе XIV.
Здесь же, в уголке зала, пристроилась одна из любимых Валентиной Романовой работ красноярского скульптора Валерия Сысоева - "Вознесение". Художник с трудной судьбой, которого долго не принимали в Союз, и лишь когда к нему обратился Русский музей, его творчество, наконец, заметили. Однако поработать в статусе члена Союза художников России Валерий Викторович смог недолго - подкосила болезнь...
- У Валерия Сысоева никогда не было собственного автомобиля, - рассказывает Валентина Романова. - Однако он выезжал в глубинные районы, бродил по берегам Енисея, выискивал древесные причудливые корни топляка, из которых создавал замечательные образы, чуть-чуть доработав дерево и придав ему соответствующую форму.
Есть в экспозиции работы северокорейских мастеров, с которыми арт-галерея сотрудничает уже несколько лет. Они привозят в Красноярск на выставку национальную вышивку, и Валентина Александровна обращает внимание на сказочные мотивы Северной Кореи.
- Для меня картина начинается со света, - переходя в другой зал, где расположена "сборная солянка", продолжает галерист. - Есть свет, значит, можно что-то поискать в работе. Скажем, Сергей Потапов, живущий в Ростове-на-Дону, чьи работы мне очень нравятся. Это его "Солнца робкие лучи"... Сергей Бондин живёт в Минусинске, учился в Швеции. Ему до сих пор шведская королева на Рождество присылает чай и разные маленькие подарочки. Саша, Александр Иванович Отрошко из Сочи - в такой яркой манере, мне кажется, никто не работает. Красноярцы Владимир Чубченко, Александр Щербаков... Близкие, родные сюжеты, не вызывающие особого напряжения, а лишь доставляющие удовольствие - деревня, цветы, речка, город...
Валентина Романова рассказывает, что деятельность её не ограничивается исключительно стенами арт-галереи, откуда выезжает по городам и весям края, России, даже за границу. Она общается с художниками, организует их персональные выставки, ищет интересные экспонаты. Занимается и издательской деятельностью, которая, конечно, отнимает много физических сил и материальных ресурсов.
И всё-таки, как не поделиться радостью, показывая изданный в 2010 году к юбилею Великой Победы каталог "Майский вальс 1945" - список художников - участников Великой Отечественной войны. Вступительную статью написал тогдашний обозреватель "Красноярского рабочего" Эдуард Русаков.
На подготовку альбома ушёл год, так как приходилось заниматься поиском материалов - личных записок с фронта, стихов участников войны, призывных карточек, фотографий. Ведь если углубляешься в историю той или иной семьи, приходится лезть очень глубоко - в шкафы, комоды, на дачи.
- Когда погружаешься в эту тему, буквально обливаешься слезами,- признаётся Валентина Романова, - У нас в семье, например, с фронта почти никто не вернулся - ни по линии мамы, ни по линии отца. Папин старший брат Георгий вернулся в начале 1953 года с множественными пулевыми ранениями лёгких. И вскоре умер. Поэтому данную книгу я издавала, может быть, больше для себя, чем для кого-то.
Валентина Александровна сразу говорит, что художественного образования не имеет, а только к этому стремится, и недавно поступила в Улан-Удэнский институт культуры и искусств.
Закончив когда-то Институт советской торговли (организация и товароведение промышленных товаров), работала по профессии, но постоянно думала о тех репродукциях из журнала "Огонёк", которые висели в избе в посёлке Емельяново, где прошло её детство.
Позднее десятилетний внук был поставлен перед выбором - открыть вместе с родителями в пустующем офисном помещении зоомагазин по японской технологии или же художественную галерею, - даже красивый зелёный испанский кафель уложили... Вдруг разговорились, и внук спросил: "А почему кругом зоомагазины да рестораны? Давайте музей откроем. У нас же есть картина..."
Четырёхлетний ребёнок, очень любивший туканов, когда семья была на Бали, купил там свою первую картину с изображением этой птицы. Второй картиной, приобретённой мальчиком через несколько лет, была "Балийка".
"Музей так музей", - согласились папа и мама, когда сын сообщил им о своём и бабушкином решении. Пришлось снимать красивый испанский кафель, выбирать с художником Валерием Кудринским другой. Смотрели помещение, планировали, подбирали краску под цвет стен.
Другой художник - Сергей Форостовский - думал, выставкой какого мастера откроется арт-галерея? Чтобы это было достойно, красиво, запоминалось.
Так появился в арт-галерее Эраст Прохоров, к сожалению, спустя два года ушедший из жизни. Открытие получилось громким - с барабанным боем, со множеством зрителей. Выставка включила в себя около 160 картин.
Сегодня в фондах арт-галереи Романовых более двух с половиной тысяч работ. За помощью обращаются музеи и выставочные залы не только Красноярска, но и других городов. Коллекция постоянно живёт, находится в обороте, развивается.
С гордостью вспоминает Валентина Александровна, что один из художников, представленных в галерее, выставлялся в Лувре. И это, пожалуй, единичный для галеристов страны случай. Собраны в запасниках работы таких известных красноярских мастеров, как Андрей Поздеев, Борис Ряузов, Дмитрий Каратанов, Валерий Кудринский.
- Работаем с выдающимися художниками, - говорит Валентина Романова. - Просто вал мне неинтересен. Если уж мы говорим об искусстве, то именно о нём. У нас сегодня все художники: научился кисточку в руках держать - уже творец, уже мастер-классы устраивает, выставки открывает. Я работаю с небольшим количеством людей - Валерий Кудринский, Николай Рыбаков, Иван Данилов, к сожалению, недавно ушедший из жизни Александр Волокитин. Мастера Бурятии, Тувы - резьба по камню.
Влюблённый в искусство человек, Валентина Романова признаётся, что, окончив институт торговли, продавцом себя не считает, зато посвятила свою жизнь популяризации творчества сибирских художников.
И ведь не только сибирских. В прошлом году в стенах арт-галереи проходила выставка "Искусство Африки", а затем эти работы вместе с питерской галереей представили на саммите "Россия - Африка" в Зимнем театре Сочи.
В нынешнем году проходили выставки "Лучшие графики Сибири" в Абакане, "Открытая Сибирь" и "Территория нашего времени" в Красноярске, международный художественный проект "АртАнкара 2019" в Турции, персональные выставки "Жемчужные сны" Павла Николаева и "Лето в деревне" памяти Романа Сорокина.
Это лишь последнее, это лишь далеко неполный список... А ещё конференции, симпозиумы, пленэры...
Словом, жизнь продолжается. И думается, мы ещё узнаем не одно новое имя, не забывая о тех, кто ушёл, но всё-таки остаётся с нами, и побываем не на одной уникальной выставке в арт-галерее Романовых.
Сергей ПАВЛЕНКО.