Отношения в семье, точнее, тема развода, не покидает умы отечественных режиссёров. Два года назад восхождение на пик супружеского конфликта совершили Андрей Звягинцев - «Нелюбовь» и Борис Хлебников - «Аритмия». В уходящем году на мужской призыв поговорить, отозвались Нигина Салфуллаева - «Верность» и Анна Пармас - «Давай разведемся», - единственная комедия, "десерт" на драматическом обеде. Впрочем, сладенького всё равно не ждите, не та тема.
Глобальное мужское
Казалось бы, Звягинцев как начал разговор, так его и кончил, сказал - отрезал. Нет любви, есть поклонение золотому тельцу, и детская кровь на алтаре. Этот идол и ложный бог уже принял жертву, Иссаак мёртв, да и Абраам ходячий мертвец. То есть - все мы. Смотритесь, зомби, в зеркало. Ужасающая до отвращения, гиперболизированная реальность, без шанса на спасение. Звягинцева одни ругали, другие благодарили. Просто за то, что они не такие, как эти муж и жена с экрана. (Да таких и не бывает!) В итоге удивительный получился эффект: российские семьи выдохнули и смогли сказать: "Мы хорошие". Но брачный союз по Звягинцеву, как у Земфиры: "Без шансов, без вариантов".
Хлебников не столь категоричен, ему интересна сама жизнь в её будничном течении, он оставляет человеку человека. Его герой - добрый доктор, слуга народа, вшитый в систему борец за идеал, постоянно получающий по шапке, за благородство и амбиции талантливого врача. В этой ежедневной борьбе за чужие жизни, он не замечает, как рушится его собственная, и на место беззаботного счастья студенчества и любви, в дом приходит усталость, и чувство бессмысленности, неминуемо приводящие к фразе: "Я подала на развод, Олег".
История Прометея, теряющего печень, в наказание за огонь, переданный людям. Не прилежным мужем вошёл Прометей в эпос, а бесстрашным, способным на самопожертвование ради слабых, героем. Так и врачу Олегу, не до жены. Он не замечает, что уже много лет продолжает жить в декорациях съёмной однокомнатной квартиры, что жена его из однокурсницы превратилась в практикующего врача, и наравне с мужем несёт крест Прометея. Он не видит, что годы идут, а он так и не стал для своей женщины мужчиной, от которого хочется рожать детей. Он существует в своём мифе, который разбивается о реальность.
И пусть тонкой души Хлебников оставляет героям шанс на любовь, в хэппи энд может поверить только наивный зритель.
И всё же, если мужчины режиссёры в своих картинах идут от частного к общему, и берут барьер на философское осмысление (Звягинцев) или вскрытие социальной несправедливости госмашины (Хлебников), то женщины, напротив, сужают тему и переходят на макросьемку, препарируют семью под микроскопом.
Откровенное женское
Салфуллаева - наш первый современный режиссёр, распахнувший перед зрителем дверь спальни и забравшийся с камерой в супружескую постель. Она заявила, про "это" можно и нужно говорить, потому что интимная жизнь один из столпов брака, и сделала секс частью киноязыка, в картине нет ни одной ложной, или пошлой сцены. А вот чувство, как всё сьеживается внутри, и горечь во рту, как послевкусие от рюмки, временами есть. Секс, ведь это отдельное слово, иногда идущее в связке с любовью, иногда порознь.
Герои Салфуллаевой живее и реальнее персонажей Звягинцева и Хлебникова. Приморский город. Пара без детей. Он актёр местного театра, она врач-гинеколог, обоим 30+. Всё, вроде, хорошо, но близость выскользнула из объятий. И Лену это тревожит. Она не понимает в чём дело. Она молодая, интересная женщина, а не тётка с небритыми ногами и лишним весом. Так почему по вечерам они с её Серёжей ложатся в постель и засыпают, одаривая друг друга лишь невинным поцелуем? История про кризис, через который проходят все отношения. Незаметный переход страсти в дружбу. Кто-то с ним справляется, кто-то нет. И ещё одно откровение - женщине секс, как часть любви, как её подтверждение, нужен больше чем мужчине. Сколько бы Сережа не кричал Лене: "Я не хочу секса по расписанию!", "Не делай из меня импотента!" и "Может не просто так я не хочу, может и ты не особенно хочешь, а я это чувствую?", он не способен изменить реальность - когда она его внезапно начинает будить ласками, он ошарашено спрашивает: "Ты что это?" Ему и так хорошо, с женой, как сестрой, или мамой, но которую можно прижать, приласкать раз в полгода по внезапно проснувшейся страсти. И нельзя мужчину за это клеймить, не каждый же горячий южный мачо. А что Лена? Ей, оказывается, с кем попало тоже не нужно. Ей нужно с тем, с кем тело поёт, с её Серёжей.
И у Салфуллаевой история получилась грустная. Для двоих, для брака. А для героини фильма Лены - хэппи энд: свобода и новая жизнь в 35-ть.
Анна Пармас подвела итог четырёхлетней режиссерской беседе, чтобы уж совсем не входить в тоску перед Новым годом, сняла комедию. Перевернула всё с ног на голову, и как ни смешно, но именно так всё в жизни и бывает. Он геодезист, она врач-гинеколог, у них двое детей и таун-хауз в ипотеку. Она работает в клинике, он пожертвовал самореализацией и занимается детьми. Отводит в сад, готовит, укладывает спать, читает сказки. Секс, как и в предыдущей истории, исчез, как бутерброд с икрой на вечеринке - давно и безвозвратно.
И тут, ему надоело. Завёл любовницу, хлопнул дверью и ушёл. Потом (а как иначе), хотел вернуться. Богатство кладом бросилось под ноги, тут же оплатил все кредиты, готов семью содержать и обеспечивать, и, как человек добрый, открыл дом милосердия. Но... Спасибо, говорит жена, всё здорово, только ничего уже у нас не получится.
Пожалуй, впервые, за столетия споров по разным поводам, от «кто в доме хозяин» и до «какое кино смотреть», мужское и женское слились в единогласном: "Давай разведемся!".
С наступающим Новым годом!
Елена Маляренко