Найти в Дзене
Поместье Медиа

Развод по-русски на большом экране.

Оглавление
Кадр из фильма "Давай разведемся"
Кадр из фильма "Давай разведемся"

Отношения в семье, точнее, тема развода, не покидает умы отечественных режиссёров. Два года назад восхождение на пик супружеского конфликта совершили Андрей Звягинцев - «Нелюбовь» и Борис Хлебников - «Аритмия». В уходящем году на мужской призыв поговорить, отозвались Нигина Салфуллаева - «Верность» и Анна Пармас - «Давай разведемся», - единственная комедия, "десерт" на драматическом обеде. Впрочем, сладенького всё равно не ждите, не та тема.

Глобальное мужское

Кадр из фильма Андрея Звягинцева "Нелюбовь"
Кадр из фильма Андрея Звягинцева "Нелюбовь"

Казалось бы, Звягинцев как начал разговор, так его и кончил, сказал - отрезал. Нет любви, есть поклонение золотому тельцу, и детская кровь на алтаре. Этот идол и ложный бог уже принял жертву, Иссаак мёртв, да и Абраам ходячий мертвец. То есть - все мы. Смотритесь, зомби, в зеркало. Ужасающая до отвращения, гиперболизированная реальность, без шанса на спасение. Звягинцева одни ругали, другие благодарили. Просто за то, что они не такие, как эти муж и жена с экрана. (Да таких и не бывает!) В итоге удивительный получился эффект: российские семьи выдохнули и смогли сказать: "Мы хорошие". Но брачный союз по Звягинцеву, как у Земфиры: "Без шансов, без вариантов".

Кадр из фильма Бориса Хлебникова "Аритмия"
Кадр из фильма Бориса Хлебникова "Аритмия"

Хлебников не столь категоричен, ему интересна сама жизнь в её будничном течении, он оставляет человеку человека. Его герой - добрый доктор, слуга народа, вшитый в систему борец за идеал, постоянно получающий по шапке, за благородство и амбиции талантливого врача. В этой ежедневной борьбе за чужие жизни, он не замечает, как рушится его собственная, и на место беззаботного счастья студенчества и любви, в дом приходит усталость, и чувство бессмысленности, неминуемо приводящие к фразе: "Я подала на развод, Олег".

История Прометея, теряющего печень, в наказание за огонь, переданный людям. Не прилежным мужем вошёл Прометей в эпос, а бесстрашным, способным на самопожертвование ради слабых, героем. Так и врачу Олегу, не до жены. Он не замечает, что уже много лет продолжает жить в декорациях съёмной однокомнатной квартиры, что жена его из однокурсницы превратилась в практикующего врача, и наравне с мужем несёт крест Прометея. Он не видит, что годы идут, а он так и не стал для своей женщины мужчиной, от которого хочется рожать детей. Он существует в своём мифе, который разбивается о реальность.

И пусть тонкой души Хлебников оставляет героям шанс на любовь, в хэппи энд может поверить только наивный зритель.

И всё же, если мужчины режиссёры в своих картинах идут от частного к общему, и берут барьер на философское осмысление (Звягинцев) или вскрытие социальной несправедливости госмашины (Хлебников), то женщины, напротив, сужают тему и переходят на макросьемку, препарируют семью под микроскопом.

Откровенное женское

Кадр из фильма Нигины Салфуллаевой "Верность"
Кадр из фильма Нигины Салфуллаевой "Верность"

Салфуллаева - наш первый современный режиссёр, распахнувший перед зрителем дверь спальни и забравшийся с камерой в супружескую постель. Она заявила, про "это" можно и нужно говорить, потому что интимная жизнь один из столпов брака, и сделала секс частью киноязыка, в картине нет ни одной ложной, или пошлой сцены. А вот чувство, как всё сьеживается внутри, и горечь во рту, как послевкусие от рюмки, временами есть. Секс, ведь это отдельное слово, иногда идущее в связке с любовью, иногда порознь.

Герои Салфуллаевой живее и реальнее персонажей Звягинцева и Хлебникова. Приморский город. Пара без детей. Он актёр местного театра, она врач-гинеколог, обоим 30+. Всё, вроде, хорошо, но близость выскользнула из объятий. И Лену это тревожит. Она не понимает в чём дело. Она молодая, интересная женщина, а не тётка с небритыми ногами и лишним весом. Так почему по вечерам они с её Серёжей ложатся в постель и засыпают, одаривая друг друга лишь невинным поцелуем? История про кризис, через который проходят все отношения. Незаметный переход страсти в дружбу. Кто-то с ним справляется, кто-то нет. И ещё одно откровение - женщине секс, как часть любви, как её подтверждение, нужен больше чем мужчине. Сколько бы Сережа не кричал Лене: "Я не хочу секса по расписанию!", "Не делай из меня импотента!" и "Может не просто так я не хочу, может и ты не особенно хочешь, а я это чувствую?", он не способен изменить реальность - когда она его внезапно начинает будить ласками, он ошарашено спрашивает: "Ты что это?" Ему и так хорошо, с женой, как сестрой, или мамой, но которую можно прижать, приласкать раз в полгода по внезапно проснувшейся страсти. И нельзя мужчину за это клеймить, не каждый же горячий южный мачо. А что Лена? Ей, оказывается, с кем попало тоже не нужно. Ей нужно с тем, с кем тело поёт, с её Серёжей.

И у Салфуллаевой история получилась грустная. Для двоих, для брака. А для героини фильма Лены - хэппи энд: свобода и новая жизнь в 35-ть.

Кадр из фильма Анны Пармас "Давай разведемся"
Кадр из фильма Анны Пармас "Давай разведемся"

Анна Пармас подвела итог четырёхлетней режиссерской беседе, чтобы уж совсем не входить в тоску перед Новым годом, сняла комедию. Перевернула всё с ног на голову, и как ни смешно, но именно так всё в жизни и бывает. Он геодезист, она врач-гинеколог, у них двое детей и таун-хауз в ипотеку. Она работает в клинике, он пожертвовал самореализацией и занимается детьми. Отводит в сад, готовит, укладывает спать, читает сказки. Секс, как и в предыдущей истории, исчез, как бутерброд с икрой на вечеринке - давно и безвозвратно.

И тут, ему надоело. Завёл любовницу, хлопнул дверью и ушёл. Потом (а как иначе), хотел вернуться. Богатство кладом бросилось под ноги, тут же оплатил все кредиты, готов семью содержать и обеспечивать, и, как человек добрый, открыл дом милосердия. Но... Спасибо, говорит жена, всё здорово, только ничего уже у нас не получится.

Пожалуй, впервые, за столетия споров по разным поводам, от «кто в доме хозяин» и до «какое кино смотреть», мужское и женское слились в единогласном: "Давай разведемся!".

С наступающим Новым годом!

Елена Маляренко