Печатные СМИ в России переживают не самые простые времена, им приходится конкурировать с интернетом, ситуацию усугубляет и сокращение количества киосков с розничной продажей газет. Если пять лет назад в России действовало порядка 42 тысяч киосков, то сегодня их уже около 17,5 тысяч.
По данным Роспечати, по состоянию на 13 декабря 2018 года в России было зарегистрировано 48 180 печатных СМИ, в том числе 18 125 газет, 26 721 журнал, 1444 альманаха.
Что касается печатных изданий на мотоциклетную тематику, то на настоящий момент в киосках печати представлены издания, количество которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Далее мы рассмотрим каждое из них по порядку, и не забудем об их версиях для мобильных устройств.
1. Кто представлен на российском рынке
1.1.Печатная продукция
Если ввести в строке поиска интернет-браузера запрос «журнал о мотоциклах», то с большой степенью вероятности на первой строчке в результатах будет стоять «Журнал МОТО». Действительно, это один из старейших российских информационных ресурсов о мототехнике и тому, что с ней связано. Свои истоки этот журнал берет из издательства «За Рулем», на сайте которого доступны цифровые архивы с 2009 года. Стоимость журнала находится в пределах ₽125 за номер или ₽750 по подписке на полгода. Выходит 12 раз в год.
Именно это печатное издание, как и «МОТО Эксперт» (о котором ниже), вы практически всегда сможете найти на полках крупных супермаркетов и в специализированных киосках. Минус здесь только один – тираж настолько маленький (30 тыс. экз.), что иногда следует поторопиться в начале месяца и успеть забрать ваш экземпляр. Несмотря на кажущуюся малочисленность российского мотосообщества, интерес в нем к печатной продукции все еще присутствует.
Как было сказано выше, рядом с «Журналом МОТО», как правило, соседствует второй выживший представитель - Журнал «МОТО Эксперт». Существует с 2009 года. С покупкой этого журнала та же проблема, а именно небольшой тираж в 17 тыс. экз. и ограниченность распространения. Стоимость журнала около ₽170 за номер или около ₽830 по подписке на полгода. Периодичность 12 раз в год.
До недавнего времени только эти вышеперечисленные издания представляли для российского обывателя новости из мотобизнеса, рассказывали о новинках рынка и проводили тест-райды и сравнения конкурентов. Но некоторое время назад в уважаемой газете об автомобилях появился раздел о мотоциклах. Владимир Здоров начал вести колонку «Мото и Квадро» на страницах «Авторевю». Стоимость газеты около ₽200 за номер или около ₽1200 по подписке на полгода. Всего вы получаете 23 печатных версии газеты в год.
1.2. Интернет-страницы
Интернет-ресурсов посвященных мотоциклам, в Рунете немного. В этой заметке рассмотрим сайты представленных печатных изданий, а исключительно виртуальные площадки пройдем в другой раз.
Сайт газеты «Авторевю» весьма лаконичен, прост в навигации и имеет развитую систему поиска материалов. Архивы номеров и отдельных статей находятся по одному клику, но вот незадача – большинство материалов из них доступны только по платной подписке за ₽229 в месяц или за ₽1590 в год.
Журнал «МОТО Эксперт», в отличие от «Авторевю», выкладывает архив своих номеров приблизительно с полугодовой задержкой или около того. Если вы по какой-либо причине пропустили один из выпусков, то будьте уверены, что вы всегда сможете прочитать его через некоторое время, при этом не заплатив ни копейки.
Сам сайт журнала, на первый взгляд, представляет собой сборную-солянку всех статей подряд, абсолютно никак не структурированных. Так оно и есть, но это только на первой (заглавной) странице. В верхней полоске меню нужно найти интересующие подразделы, которые соответствуют таковым в печатной версии, и, провалившись в них, уже обнаруживаем все статьи по выбранной тематике.
Сайт «Журнала МОТО» еще более примитивен, чем сайт «МОТО Эксперта». Как будто редактор застрял в прошлом веке, статьи представлены в виде бесконечной разматывающейся ленты. Поиск по сайту работает прямолинейно, если не сказать примитивно, найти нужный материал сложно.
1.3. Приложения для мобильных устройств
Рассмотрим приложения из AppStore для устройств на базе iOS. Все три вышеупомянутых издания имеют свои приложения, но какие же они разные. Наиболее продвинутое из них у «МОТО Эксперта». В нем есть минимальные вкрапления мультимедиа, масштаб и подача материала удобны для восприятия.
Вариант «Журнала МОТО» представляет из себя не очень удачный порт печатной версии в цифровую. Складывается впечатление, что это прямой копипаст печатного шаблона в цифру без оглядки на последующее удобство для читателей.
Цифровой вариант «Авторевю» предлагает гораздо больше, чем предыдущие. Здесь и отдельные наборы фотографий, ссылки на видео, развернутые технические характеристики. К сожалению, в каждом выпуске вы не найдете больше одной статьи о двухколесных.
1.4. Дизайн и структура печатных изданий
На первом месте для изданий такого плана – это качество подаваемого материала. Но не стоит забывать и о дизайне, так как зачастую именно от того, как располагаются статьи, колонки и фотографии зависит наше с вами восприятие, да и вообще желание купить и читать.
Номер «Журнала МОТО» начинается с колонки главного редактора на одну из злободневных тем, связанную с мотоциклизом. Это могут быть размышления о ПДД, новых налогах или об общих тенденциях мотомира. Раздел новостей занимает несколько разворотов, за которым обычно следует или большой тест-райд, или обзор какой-либо выставки. В межсезонье появляются материалы про снегоходы, летом их место занимают квадроциклы. Обзор модели мотоцикла с рассказом об особенностях конкретных годов выпуска или исторический раздел также будет в выпуске. Изюминкой журнала становятся рассказы о путешествиях на двух колесах и интервью с интересными людьми, из сферы бизнеса или творческими личностями. Из минусов отмечу крайне низкое качество бумаги, используемое для производства.
При пролистывании «МОТО Эксперта» сразу бросается в глаза отличное качество, выпуск приятно держать в руках: глянцевая бумага, профессиональные фотографии, продуманный дизайн страниц. Материал воспринимается легче, информация сгруппирована. Приятно, что Эксперт уделяет большое внимание специализированным тест-райдам новых моделей. Расстраивает, что 2/3 всех статей созданы одним автором. Написано хорошо, но разнообразия слога ожидать не приходиться. Фишка «МОТО Эксперта» – на последнем развороте, где всегда будет рассказ о культурном событии из мира мотоциклов. Это может быть рецензия на фильм, обзор литературы или взгляд со стороны на какое-либо мероприятие.
Раздел «Мото и Квадро» задвинут на задворки самого уважаемого автомобильного издания в России. Как правило, Владимиру Здорову отдают на растерзание всего лишь 1-2 разворота и без того худеющей газеты Авторевю. Несколько лет назад издание взяло курс на цифровизацию контента, а заодно и на монетизацию. Теперь на печать остаются сущие крохи. Зато к качеству печати, бумаги и оформлению придраться практически невозможно.
1.5. Авторы
Быть профессиональным авто/мото журналистом в наше время чрезвычайно сложно. Необходимо быть беспристрастным, независимым в своих оценках качеств конкретных моделей в сравнительных тестах, не вестись на поводу производителей. Поэтому сегодня становится очень популярным быть блоггером, а не журналистом. В печатных изданиях остаются профессионалы с многолетним стажем, о них несколько слов ниже.
«МОТО Эксперт» интересен, прежде всего, живым языком подачи материала. В этом их стиль напоминает Авторевю в лучшие годы. Одним из самых запоминающихся пишущих экспертов назову Дениса DEAN Панферова (на двух колесах с 1989 года). Каждая статья Дениса – это короткий экскурс в историю модели, погружение в технические детали, интересные выжимки из прошлого. Стиль Дениса кому-то может показаться чрезмерно лаконичным, если не сказать сухим. Обычно он использует точные и четкие метрики, цифры, определения, которые удачно вписываются в общее описание техники.
Николая Богомолова вы могли запомнить по особенностям речи. Каждую неделю на канале в YouTubeпоявляются выполненные им обзоры мото техники. Но, надо признать, что от видео к видео у него получается контролировать голос все лучше. У Николая богатый опыт управления мотоциклами с 1998 года, он участвовал в многочисленных спортивных мероприятиях в России.
Читать материалы Николая приятнее, чем смотреть обзоры. Лонгриды изобилуют примерами практической эксплуатации, такими как удобство посадки, управления, баланса, сила ветра и т.п. Читая его статьи невольно представляешь себя на месте пилота, только что сделавшего добрую сотню километров за рулем этого байка.
Денис DEAN Панферов также печатается в «Журнале МОТО». Кроме него отметим Романа Ситникова, главного экспериментатора журнала. Чего стоит его путешествие в Суздаль на грузовичке Bajaj.
Иван Владимиров, на правах редактора, затевает необычные тест-райды, Харлей против Кадиллак стало весьма увлекательным чтивом. Стиль Ивана угадывается легко, он красочный, изобилует сравнениями, необычными примерами, впечатляет уровень технической составляющей.
Единственный писатель, он же и редактор мотоколонки в «Авторевю», Владимир Здоров, тоже весьма опытный райдер. Однако пишет он неинтересно. Надменный, критикующий, неуважительный стиль. Владимир не стесняется напрямую ругать инженеров, в сравнительном тесте может встать на сторону одной из моделей, а технику склонен тестировать в неподходящих для нее условиях и делать из этого выводы. Но язык повествования сухой, прямолинейный, как рапорт в ОВД. Вероятно, именно это и есть его «фичи».
1.6. Иностранные издания
Рынок российской мото журналистики скукожился практически до нуля. Тем временем западная пресса, кажется, купается в роскоши. На одной из крохотных заправок в австрийской глуши я насчитал 14 мотоциклетных изданий, и это только на немецком языке!
В России купить иностранный мотожурнал можно либо через интернет с доставкой Почтой России, либо подписаться на одно из приложений для мобильных устройств. Для себя я выбрал журнал английский «BIKE», с периодичностью выхода 12 раз в год + специальные выпуски. Подписка в AppStore на год составит около 50 евро, также можно приобретать выпуски отдельно, но выйдет несколько дороже.
«BIKE» на порядок превосходит отечественные издания как по количеству материала на выпуск, так и по качеству текстов и иллюстраций. Авторами выступают всемирно известные журналисты, также пишут приглашенные специалисты, звезды мотоспорта, профессионалы из смежных областей. Рекомендую купить для пробы один номер, вооружиться словарем и получать истинное удовольствие от прочтения.