Найти тему
BELVPO

МЗКТ может стать жертвой «углубленной интеграции»

В обмен на ценовые льготы по энергоносителям Москва может потребовать от Минска передачи контроля над важнейшими предприятиями ВПК, такими как Минский завод

В преддверии 60-летия создания Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России ряд изданий этой страны опубликовал материалы, посвященные событию. В частности, интервью с командующим РВСН генерал-полковником Сергеем Каракаевым.

Российский генерал гордится «Ярсами»

По словам генерала, вверенные ему войска находятся на историческом этапе своего развития, когда из их боевого состава выводятся последние ракетные комплексы советского производства, а им на смену приходят современные образцы. Например, не имеющие аналогов в мире подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Ярс».

В ракете комплекса «Ярс» реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования. Высокая подвижность обеспечивает ПГРК значительно большую живучесть, чем у стационарных ракетных комплексов, координаты которых хорошо известны.

«Ярс» обладает гораздо большими возможностями для использования территории позиционного района, чем предшественник — комплекс «Тополь». Конструктивные особенности «Ярса» позволяют проводить пуски с площадок, на которых «Тополь» мог нести дежурство только после специального инженерного дооборудования.

Переоснащение дивизий, вооруженных комплексами предыдущих поколений, на «Ярс» приносит и существенные экономические выгоды. Это достигается за счет высокой степени использования имеющейся инфраструктуры позиционных районов, совместимости с существующей системой боевого управления и связи. К тому же нет необходимости массово переучивать расчеты ПГРК и обслуживающего персонала.

«Устойчивые темпы перевооружения позволили обеспечить переоснащение 18 ракетных полков. На ракетный комплекс “Ярс” мобильного базирования перевооружены Йошкар-Олинское, Тейковское, Нижнетагильское и Новосибирское соединения. В этом году мы закончим работы по постановке на боевое дежурство последнего по счету ракетного полка в Иркутском ракетном соединении. В активной фазе перевооружения на данный ракетный комплекс находятся Козельское (стационарного базирования) и Барнаульское (мобильного базирования) соединения», — сообщает Каракаев.

И во многом, по его мнению, это стало возможным благодаря тому, что «удалось создать основу производства новых ракетных комплексов полностью российской кооперацией промышленности».

Однако последнее утверждение эксперты сочли не вполне соответствующим действительности.

Белорусским колесам пока нет замены

Многие российские системы стратегического оружия нельзя было бы создать, если бы в 1954 году на Минском автозаводе не было организовано производство специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ). На базе этого производства вырос Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), принадлежащий Беларуси.

Уместно напомнить, что автономные пусковые установки ПГРК «Ярс» размещаются на колесных шасси МЗКТ-79221 (16×16), выпускаемых на минском предприятии. И в обозримой перспективе замены им не предвидится. Несмотря на то, что на Камском автозаводе вот уже больше десяти лет ведутся работы по созданию семейства СКШТ аналогичного назначения под индексом «Платформа-О».

По словам инициаторов проекта, благодаря применению новаторской электромеханической трансмиссии (ЭМТ) эти СКШТ должны были обеспечить гораздо более высокие характеристики грузоподъемности, скорости и маневренности, чем белорусские машины, и заменить их.

Однако еще год назад на форуме «Армия-2018» полковник Вадим Демик, врио начальника Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники (НИИЦ АТ) 3-го Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) Минобороны России, заявил, что НИИЦ АТ более не рассматривает применение ЭМТ для военной автотехники ни в ближней, ни в среднесрочной перспективе.

То есть результаты реализации проекта «Платформа-О» не будут востребованы, а следовательно средства (эквивалентные почти 300 млн долларов) потрачены зря.

Авторитетный российский автомобильный эксперт, главный редактор сайта «Автомобильный каталог» Александр Привалов считает такое решение военных вполне оправданным, поскольку в России на сегодня нет собственных мощных дизельных двигателей, силовой электроники, колесных редукторов и ряда других важнейших автокомпонентов для автотехники с ЭМТ.

Добавлю, что ввиду чрезвычайной уязвимости ЭМТ к воздействию электромагнитного импульса (одного из главных поражающих факторов современного оружия — и не только ядерного) применение такой трансмиссии на ракетном шасси означает его (и ракеты на борту) гарантированное уничтожение в условиях реальной войны.

В контексте «углубления интеграции»

Поэтому ряд экспертов выдвигает предположение, что на повестку дня вновь может быть поставлен вопрос о продаже российской стороне контрольного пакета акций ОАО «Минский завод колесных тягачей».

Принципиальное согласие о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто еще в марте 2013 года на встрече тогдашних вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и первого вице-премьера Беларуси (а ныне посла в Москве) Владимира Семашко.

Позднее эта договоренность была подтверждена на уровне премьер-министров и президентов двух стран. Но так как каждая из сторон стремилась выжать из предстоящей сделки максимум выгоды, то торг относительно условий создания совместного предприятия принял жесткий и затяжной характер.

Компромисса достигнуть не удалось, и в августе 2015 года Александр Лукашенко заявил, что не намерен продавать МЗКТ, если только россияне не предложат за него 3 млрд долларов. Позднее белорусский лидер предложил обменять акции этого предприятия на акции компании «Башнефть». Подобные запросы Минска в Москве были сочтены чрезмерными и переговоры прервались.

Но сейчас, когда Москва обусловила экономическую поддержку Беларуси «углублением интеграции», некоторые эксперты не исключают, что ввиду особой важности МЗКТ для россиян торг может быть продолжен. И белорусскому руководству в обмен на контрольный пакет акций завода (а возможно и ряда других предприятий ВПК) предложат некие бонусы.

Например, в русле решения вопроса о компенсации потерь от налогового маневра в российской нефтяной отрасли.

https://www.belvpo.com