Анатолий Звягинцев, бывший сотрудник ПАО «Меткомбанк», насмотревшись на клиентов-предпринимателей, решил открыть свой бизнес. Сегодня его сервисный центр «Старт» предлагает мультифункциональные услуги: заправку картриджей, ремонт офисной техники, мониторов, телевизоров, любых гаджетов и электроники, тендерное сопровождение. Своими основными преимуществами центр называет большой склад запчастей и высокую срочность ремонтных работ по минимальной цене.
— Возникла идея своего дела в момент работы в банке, — рассказывает Анатолий. — Мы много наблюдали за людьми из различных бизнес-кругов: финансово независимых, интересных как личности, оптимально регулирующих свой рабочий день. Нам с супругой захотелось выстроить определенную карьеру за минимальный промежуток времени, а банковская работа к этому, как известно, не очень располагает.
Сразу скажу, что в первых попытках открыть бизнес ошибок было сделано много. Проведя анализ «факапов», хочу предупредить начинающих предпринимателей: если хотите купить готовый бизнес, просчитайте всё на сто раз и перепроверьте все данные. Я, например, нарвался на аферистку, продававшую за 400 000 рублей фотостудию со старой, некачественной техникой. Кроме того, тогда мною не были просчитаны входящий трафик клиентов, крупная аренда, сказалось и незнание статей движения денежных средств... После того как не стало хватать денег на оплату аренды помещения под купленный бизнес, я пообщался с приятелем, у которого офис также располагался в центре, и перебазировался туда, так как аренда выходила в два раза дешевле. Однако результат работы оказался нулевым, а приятельские отношения по этой причине испортились. И надо сказать, что на тот момент я еще работал в банке и думал, что все процессы смогу построить дистанционно. Крайне наивная мысль!
После двух провалов я решил вернуться к истокам и дать себе шанс реализовать собственный бизнес-план (этот план я готовил около года, раз в два дня регулярно выделял время для изучения нужной сферы). Раньше я думал, что просто включу его в готовый бизнес, но не получилось. В итоге мы с другом открыли дело по ремонту офисной техники, он уже раньше работал в этом направлении. Начинали в школьной подсобке, там занимались обзвоном, ездили к клиентам с предложениями, а непосредственно ремонт производил приходящий инженер, сейчас он работает у нас в штате. В этот раз нас выручила карта овердрафт на 100 000 рублей.
Стабильность к нашему бизнесу пришла года через два после открытия. Сегодня мы ориентируемся на юридических лиц, услуги, которые мы предлагаем, неизменно актуальны в крупных городах. Считаю, что мы не только зарабатываем деньги, но и делаем полезное дело, у нас есть конкретная миссия. Мы помогаем нашим клиентам экономить — не покупать новое, а заправлять и ремонтировать. Это рационально и с точки зрения экологии.
Оглядываясь назад, скажу: чем меньше денег на старте — тем лучше. Потому что мозги заняты не тем, как потратить, а тем, как заработать. А самое главное — просчитайте перед стартом целевую аудиторию: кто будет покупать ваши товары или услуги, как часто, их стоимость за день, за месяц, за год. Необходимо тщательно считать бизнес-план на весь год, за вычетом всех расходов. Ну и конечно, надо досконально знать свой продукт.
А дальше — сплошная микроэкономическая классика: когда увеличится объем продаж (а к этому надо стремиться всегда, вы будете делать это по умолчанию), расширяйте штат и систематизируйте бизнес-процессы.