Креатив – важный, хотя и не ключевой навык любого современного дизайнера. Но почему только дизайнера? Возможно, в 21 веке умение постоянно генерировать яркие идеи и цепляющие посылы – основной залог успеха и гарантия невозможности захвата этой профессии роботами.
Также напомню, что свою рубрику я затевал именно для просвещения начинающих дизайнеров, которые учатся по новому использовать свой мозг и ассоциативное мышление и зачастую, в погоне за все более новым и дорогим софтом забывают о фундаментальных и системообразующих понятиях в дизайне. Ну хорошо, так и быть, статью про Фотошоп я напишу на следующей неделе)
Также стоит напомнить, о чём же писалось раньше, вдруг кто пропустил:
Приёмчики
Хорошая новость для вас сегодня состоит в том, что креативу можно научиться. Это вовсе не дар свыше, имеющийся от рождения только у избранных. Это набор типовых методик, которые, как мускул, могут быть натренированы у любого – при ежедневном применении.
Достаточно просто знать основные способы генерировать креативные идеи по заказу, сфокусировавшись на функциях или свойствах выбранного объекта:
1. Можно начать с того, чтобы поменять или дополнить свойства объектов или саму логику их действия местами, даже перевернуть с ног на голову. Например, изобразить учебный класс, где ученики учат преподавателя.
2. Может помочь изменение размера или масштаба, в сторону уменьшения или увеличения. Например, может придти идея изображать учеников на школьной стенгазете таким ростом, чтобы получалось соразмерно с их баллами на очередной симуляции.
3. Обязательно стоит попробовать найти схожесть и ассоциации с другими объектами. Например, класс гудит как улей. Или изобразить онлайн-тренажёр для домашних заданий – как огромный учебник, спрятанный в телефоне.
4. Эпоха постмодерна предлагает пробовать цитировать и заимствовать общеизвестные приемы, фразы, мемы. Например, назвать сдачу ЕГЭ маленьким шагом для ученика, и огромным прорывом для всей его семьи.
5. Можно использовать время, показывая события до или после того, что есть сейчас. Например, рядом со счастливым изображением студента показать его же фото за полгода до ЕГЭ, согнувшегося над учебниками. А ещё через пять лет – в шикарном офисе в кожаном кресле.
6. Использовать прием деконструкции, разбивая любой объект на более мелкие детали, тоже имеющие смысл по отдельности. Например, фирменная толстовка твоей школы: и способ познакомиться с девушкой в такой же толстовке; и спасение от холода; и возможность перебинтовать ногу друга в походе; и возможность поставить толстовку с селфи-палкой как флаг при посещении поверхности луны; или с помощью рукавов собрать как в рюкзак все рассыпавшиеся учебники…
7. Стоит попробовать применить синестезию, когда звуки начинают пахнуть, а буквы иметь уникальную плотность, фактуру и материал.
8. Антропоморфизм (мой любимый прием) – это когда любой неживой образ, объект или даже символ – очеловечивается. Например, изобразить как наш учебный онлайн-тренажёр буквально видит, когда вы ленитесь в него заходить и хмурится бровями из линейных диаграмм аналитики прогулов занятий и вебинаров.
9. Можно и просто использовать буквальную ассоциацию, например слово — «максимум» показывать буквально предельным значением стрелки на спидометре скорости гоночного болида.
10. Ещё стоит попробовать семиотику как инструмент выражения сложных образов через упрощенные знаки и символы. Например, мозг любого человека одинаково классифицирует и фото глаз, и небрежный рисунок глаз, и надпись буквами «глаза», и даже просто две точки, поставленные рядом – в единую общую папку понятий глаз. Причем, главное чудо заключается в том, что, если реалистичные фотографии чужих глаз человек не присваивает себе; то уж самые абстрактно-схематичные рисунки и точки, а также текст «глаза» – любой человек способен отнести на свой счёт.
Отсюда, собственно, и пошла мода в дизайне сайтов на более абстрактные иллюстрации без лиц, ведь более общие рисунки становятся куда более «своими» для всех и каждого, чем натянуто-улыбающиеся фото незнакомых людей со стоков.
11. Ну и никогда не подводит просто рифма как приятное легко запоминающиеся созвучие слов. Например, даже в виде русской пословицы: «Не так ценно само теоретическое знание, как выполненное вовремя домашнее задание».
Просто накладывайте эти типовые приемы на любой предмет и вы сами удивитесь тому, как быстро ваш мозг научится креативить!
Помимо стандартных методик накачки креатива крайне важно соблюдать и правила, чтобы качественно и профессионально наполнять ваши совещания и мозговые штурмы яркими свежими прорывными идеями.
Правила использования
Основные правила использования вышеописанных методик довольно просты:
– Регулярность (как с отжиманиями по утрам),
– Отсутсвие стеснения и страха (не нужно бояться осуждения и насмешек коллег),
– Отсутсвие собственной критики и насмешек над странными идеями коллег,
– Приходить на сессию креатива нужно без стресса, иначе придумывать что-то яркое и позитивное будет очень тяжело,
– Стоит придумывать как можно больше вариантов!
– Никогда не нужно впадать в уныние, если ваши идеи не будут использованы в итоговой версии решения. Любой креатив делается не ради самовыражения и утоления амбиций, это просто инструмент создания уникальных отличий и дополнительной ценности объекта, продукта или его упаковки,
– Фильтровать идеи, судить и оставлять только лучшее – это самый последний этап креативной работы, не спешите к нему.
И обязательно как можно больше ежедневно вдохновляйтесь, впитывайте в себя креативные идеи других.
Что посмотреть
Могу посоветовать вам для вдохновения прежде всего концептуального художника из Екатеринбурга Тимофея Радя, который делает абсолютную магию просто навесив на обычные банальные уличные столбы милые домашние плафоны, и этим буквально преображает всю площадь Екатеринбурга. А чего стоят его светящиеся буквы, просто висящие в ночи на обычном строительном кране и заставляющие сотни людей тянуться к чему-то лучшему
Гениальнейший Илья Mozgi, обожаю его
Неповторимый Кирилл Кто
Ну и конечно, никогда не подводит великий мастер метафор и аллюзий, гениальный Рене Магритт, работами которого и украшен весь этот текст:
Креатив – это просто набор типовых приёмов, а не магическая суперспособность избранных!
Подписывайтесь на Мой канал в Телеграм