Найти тему
Красный Диван

ВРЕМЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ КОПИПАСТЫ. О ГРУППАХ, ИГРАЮЩИХ КАВЕРА

Мы продолжаем жить в эпоху постмодернизма. И, похоже, эта эпоха не собирается заканчиваться. Иначе чем объяснить тот факт, что в нашем культурном пространстве нет больших звёзд, так называемых "big thing". Художники бесконечно копируют полотна прошлого или создают свои из осколков опыта предыдущих поколений, писатели стилизуют свои тексты под больших мастеров пера, или вообще воссоздают стили ушедших эпох, а певцы и музыканты выходят на сцену с песнями титанов золотого века поп и рок музыки. Согласитесь, если задать вопрос даже молодому поколению: кого из великих звёзд вы знаете, то в памяти людей начнут всплывать образы Майкла Джексон, Элвиса Пресли, Pink Floyd, Фредди Меркьюри и так далее. То есть, как ни крути, это будут звёзды прошлого. Нынешнее время производит интересных артистов, но оно не производит великих. Такое время. Такие артисты.

-2

Одним из самых успешных форматов сценического воплощения сейчас является кавер группа или трибьют группа. В рамках кавер группы музыканты исполняют песни других коллективов и певцов, но при этом, не меняя свой имидж. А вот трибьют группы посвящают своё творчество именно конкретному исполнителю, полностью "снимая" образы участников, вплоть до внешних деталей и копирования инструментария. То есть, если группа решила играть материал, скажем, таких групп как KISS или Queen, то она делает шоу, в точности копирующее выступление оригинала и играет музыку копирующую оригинал. Этот жанр отрицает идентичность и аутентичность коллектива, более того, приветствуется именно точность копирования и мимикрия. И если раньше к таким коллективам относились с некоторым пренебрежением, то сейчас они уже воспринимаются как серьёзные и самостоятельные артисты вполне респектабельного жанра.

-3

Мнения по поводу групп, играющих кавера или полностью посвящающих себя копированию тех или иных коллективов, делятся либо на полное отрицание, либо на благосклонное принятие. Причём, принятие именно с точки зрения функционального использования подобного материала: под эти выступления нужно выключать мозг, перестать анализировать, принимать или не принимать, а нужно просто веселиться. Но согласитесь, качество веселья зависит и от качества самого выступления. И вот тут могут возникнуть вопросы.

-4

Скажем, некая группа решила играть материал группы Queen. с чем ей придётся работать? В первую очередь, воссоздать харизму Фредди Меркьюри практически невозможно, можно немного приблизиться к шлейфу его личности и его сценического воплощения. Далее, сыграть (вернее скопировать) музыку группы, конечно же, можно. Но если посвящать себя копированию как абсолюту, то нужно снимать и "фишки" музыкантов. Неподражаемую и уникальную манеру игры на гитаре Брайана Мэя, фанковый грув Джона Дикона и чеканную поступь ударных Роджера Тейлора. Более того, нужно "снимать" сценическое шоу, ужимки и мимику Фредди, а он был ещё "тем" паяцем. И самое главное, нужно быть хоть немного на него похожим. Такие вот трудности перевода, вернее копирования.

-5

Я недавно как-то случайно попал на выступления коллектива под названием ReQUEEN SHOW. Скажу сразу, был удивлён смелостью её участников, потому что они выбрали довольно спорный формат своего воплощения: это не кавер группа, так как они играю только материал Queen, причём копируя сценическое шоу, вплоть до одежды, но и не трибьют группа, так как позволяют много вольностей для подобного жанра. Скажем на сцене, присутствует клавишник и бэк-вокалистка, первый в родном коллективе был спрятан за сцену, а второй у них отродясь не было. Или весьма спорное сценическое поведение вокалиста, который максимально пытается быть похожим на Фредди, но вот той совершенно сумасшедшей, хореографической пластики у него пока не сильно наблюдается. А может сцена была маленькой. Но музыканты играют в высшей степени профессионально, певец поёт максимально точно, подражая Меркьюри, отчего публика приходит в состояние экстатического восторга. А чего собственно ещё надо? Своими глазами наблюдал молодых ребят, которые подпевали, слово в слово, песни Queen, чем вызвали у меня неподдельное удивление, учитывая наше инстаграммовое время, когда текст превратился в ненужный рудимент. И если трибьют, вернее как себя позиционируют ReQUEEN SHOW, шоу группа, вызывает у публики подобные сентиментальные эмоции и действия, то, похоже, своего им достигнуть удалось: они вызвали дух того золотого времени и дух этой великой музыки.

-6

Сейчас, в эпоху тотального потребления, от подобных форматов сценических выступлений никуда не уйдёшь. И пусть они будут максимально качественными, чтобы люди могла расслабиться, погрузившись в предлагаемую эпоху. А о чём серьёзно подумать людям вполне сейчас хватает. И не мне вам об этом напоминать.

Текст: Роман Матыцин