Среди огромного количества памятников, установленных в Санкт-Петербурге выдающимся личностям, есть несколько, которые выделяются своим нарочито вызывающим видом или стилем, если хотите. Горожане и туристы спорят. Кому-то нравится, кому-то не очень, равнодушных как правило нет. Скажем памятник Петру I, работы Шемякина, установленный на территории Петропавловской крепости. Памятник был открыт 7 июня 1991 г. Он вызывает неоднозначную реакцию, поскольку пропорции тела были увеличены в 1,5 раза, и маленькая голова Петра I вместе с длинными пальцами рук придают всей композиции гротескный вид.
Я помню какие яростные споры были в ту пору среди людей интеллигентных.)) И ничего. Памятник прижился и сегодня стал неотъемлемой частью всего Петропавловского комплекса. Вторым памятником, который так же вызывает не однозначную реакцию, стал памятник императору-миротворцу Александру III. Не простая история у этой грандиозной скульптуры.
Памятник представляет собой конную статую императора, однако, скульптура лишена парадного лоска и помпезности — Александр III изображен в мешковатой одежде, грузно сидящим на крепком коне. Этим приемом Паоло Трубецкой намеревался передать образ человека, а не полубога, которого он видел в императоре. И, возможно, поэтому статуя не понравилась многим членам царской фамилии.
Работа над монументом длилась восемь лет. За это время скульптор подготовил 14 вариантов, один из них - в натуральную величину. Моделью коня служил собственный конь Александра III. "Моделью" царя - швейцар Государственной думы унтер-офицер Пустов, фигурой очень похожий на императора. Пустова поселили в мастерской Трубецкого, где он ежедневно восседал по несколько часов на лошади в мундире и регалиях Александра III.
Создание бронзового памятника Александру III обошлось казне в 1 200 000 рублей.
По желанию сына Александра III императора Николая II на постаменте создали надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу".
Монумент был открыт в центре Знаменской площади (ныне площади Восстания) 28 мая 1909 года и был посвящен Транссибирской магистрали (император Александр III считается ее основателем). Всадник стоял на постаменте из валаамского красного гранита, на лицевой стороне которого была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».
И если царской семье, возможно что то и не нравилось в постаменте, они всё-же нашли возможным установить памятник в центре столицы, лицом к Невскому проспекту. Другое дело советские годы... .
Из-за спорного вида скульптуры памятник почти сразу стал объектом насмешек и причиной появления разного рода сатирических стихов и эпиграмм. Один из них, авторства поэта Демьяна Бедного, даже какое-то время был официально написан на постаменте памятника (в 1919-1937 годах). В 1927 году на постаменте было выбито:
ПУГАЛО
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".
АЛЕКСАНДР III.
Советские историки оценивали его крайне негативно, приводя соответствующие цитаты современников, в частности Л. В. Устинова:
"Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед нечто вроде титанического сундука. И на нём... упёршись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самим бабкам огромную голову коня-тяжеловеса туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида бороде - "царь-миротворец" Александр Третий".
Впрочем, неоднозначную реакцию монумент вызывал у многих петербуржцев сразу после своего открытия. В городе даже возникла эпиграмма:
Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот...
К 20-летию Октябрьской революции памятник с площади Восстания убрали, переместив его в запасники Русского музея.
В годы ленинградской блокады в памятник попал артиллерийский снаряд, но благодаря защитному ограждению из досок и мешков с песком удалось избежать серьезных повреждений.
В 1994 году, памятник вновь установили, в сквере Мраморного дворца по улице Миллионной. И хотя лично я мечтал бы что бы памятник вернулся на своё законное место, вместо безликой стеллы, всё же рад, что отмытый и торжественный, без пошлых оскорблений он дышит невским воздухом, а не томится взаперти.
Я отношу себя к той части людей, которым памятник очень нравится. Император выглядит могучим, немного уставшим за длинный трудовой день – батькой. В нём ощущается спокойствие, уверенность и надёжность. Которых нам так не хватает... . Истинно царь-батюшка, отец всея Руси.