Александр Васильевич Колчак. Полярный
Самая драматичная страница в истории любой страны — гражданская война. Самая драматичная страница Гражданской войны в России — история Колчака. Адмирал, Верховный правитель России после свержения монархии, он стал известен ещё и историей своей любви. Но если бы не революция, знали бы мы сейчас Александра Васильевича как выдающегося учёного-океанографа и полярного исследователя.
Будущий герой книг и фильмов принадлежал к достаточно старинному роду, многие представители которого были людьми служивыми. Отец Александра участвовал в Крымской войне, а после опубликовал об этом периоде воспоминания. Сам Александр Колчак после обучения в морском кадетском корпусе четыре года провёл на Тихоокеанском флоте. Вице-адмирал Г.Ф. Цывинский, под командованием которого служил Колчак, отмечал необычайные способности и таланты молодого офицера, его отменную память, знание иностранных языков и истории.
Бороздя Тихий океан, Колчак узнаёт о готовящейся экспедиции в Арктику и мечтает в неё попасть, тем более что руководит ею адмирал Макаров, который читал курсантам лекции. Встретившись со Степаном Осиповичем Макаровым, Александр просился в поход, однако в этот раз не сложилось, и он вновь отправляется на Дальний Восток.
И вот Александра Васильевича достигает весть о новой экспедиции под руководством исследователя Э.В. Толля, целью которой являются изучение Арктики и поиск легендарной Земли Санникова. И в эту экспедицию Колчак попадает.
Но прежде чем отправиться в неизведанные дали, Колчаку предстоит работа в магнитной лаборатории и поездка в Норвегию — к Фритьофу Нансену, у которого Александр Васильевич стажируется. В итоге столь тщательная подготовка позволила русскому исследователю по уточнённым данным исправить карту полуострова Челюскина, которую до этого сделали норвежцы. Здесь же Колчак исследовал льды и измерял глубины. Эдуард Васильевич Толль весьма высоко отзывался об офицере:
«Станции начинались всегда гидрологическими работами, которыми заведовал лейтенант А.В. Колчак. Эта научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью учёного».
Своей мечтой о Земле Санникова Толль заразил и Колчака. Зимуя на Таймыре, они отправляются во льды на собачьих упряжках. В полуторамесячном путешествии Колчак проявил себя отлично и в результате удостоился того, что один из открытых в Карском море островов Толль назвал его именем.
Уже весной Эдуард Васильевич вновь отправился на север, но уже без Колчака. В назначенное время его группа не вернулась, и Александр Васильевич организовал спасательную экспедицию: на шлюпках и собаках он отправился по намеченному группой маршруту, однако обнаруженные нетронутые склады с провизией убедили исследователей, что Толль погиб.
Вернувшись на большую землю, Колчак узнаёт о начале войны с Японией. Не медля, он отправляется в Порт-Артур, где командует обороной и оказывается в плену. По возвращении в Россию его ожидает награда — золотая сабля, инкрустированная надписью «За храбрость».
В Петербурге начинается активная научная деятельность — данные Полярной экспедиции нужно систематизировать и описать. В результате появляются труды, ставшие основой для изучения морских льдов.
Огромный опыт даёт возможность Александру Васильевичу стать руководителем Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Её итогом стали проложенный Северный морской путь и открытие Земли Императора Николая II. За огромный вклад в исследование Арктики его прозвали Колчаком-Полярным.
Первая мировая война застала Колчака на Балтике и проявила его военные таланты. Он создаёт системы минных полей, которые препятствуют германским подлодкам. Стратегический талант Александра Васильевича оценён званием вице-адмирала и переводом на черноморский флот командующим. Там он и встречает революцию.
Черноморские моряки держались дольше балтийских, но красная пропаганда увлекла и их. Не желая принимать в этой возне участия, Колчак адмиральскую саблю бросил в Чёрное море, сняв с себя полномочия командующего...
Жить ему остаётся чуть больше двух лет, но это уже совсем другая история.