Статус энергетической державы хоть и предоставляет России солидное преимущество на международной арене, все же привлекает к себе внимание либеральной общественности. Большая часть их претензий к политике власти сформирована именно вокруг сырьевой торговли.
В одной из прошлых статей я рассказал вам о мифах, связанных с "Нефтяной иглой". Да, экономика России и не зависит целиком и полностью от торговли углеводородами, продажа нефтегазовых продуктов всё еще занимает большой пласт в федеральном бюджете.
Так же эта тема подогревается и бесконечными выпадами в сторону "национальных богатств". Дескать, все нефть и газ на территории страны должны принадлежать непосредственно гражданам этой страны. За этими рассуждениями следует и вопрос "А где деньги?", куда же без него.
Об этом сегодня я и хотел бы с вами поговорить.
Давайте сразу развенчаем самый глупейший из мифов. Мол, "если бы деньги с продажи нефти шли гражданам, то...."
То что? Предлагаю посчитать:
Более 4 триллионов рублей Россия получает от экспорта нефти и газа в год (данные за 2016 год). Таким образом, каждый из 146 миллионов живущих в России людей мог получить 27 400 рублей от экспорта 1,8 миллиарда баррелей нефти и 178,3 миллиарда кубометров газа за рубеж.
Ну а что, неплохо. 27 тысяч рублей в год. А как же ремонт оборудования, спросите вы? Его модернизация, зарплаты рабочим, освоение новых месторождений, увеличение штата? Откуда брать эти деньги?
Я считаю, что подобные претензии по разделению доходов среди всех жителей страны - глупость. Во многом наша страна сумела восстановить своё преимущество и наладить экономику как раз таки за счёт продажи нефти. Не будь этих денег в федеральном бюджете, где бы мы были сейчас? Учитывая весь тот хаос, что принесли с собой 90-е? Стоит ли оно того, чтобы каждый из нас получил дополнительные 27 тысяч? Решать вам.
Порой эта версия, всё же, модернизируется. И в пример РФ ставят Норвегию, где доходы от продажи нефти используются для социальных нужд горожан.
В том числе, на личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс. долларов доходов от налога на прибыль.
Вот только здесь есть одно "но". Даже не одно, а целых два:
1 - Так было далеко не всегда.
Ещё в середине прошлого века Норвегия была относительно небольшим бедным государством, основные доходы которому приносил рыболовецкий промысел.
Лишь в 1970 году на норвежском шельфе в Северном море было открыто первое нефтегазовое месторождение, позволившее Осло стать одним из лидеров углеводородной отрасли планеты. Благодаря добыче энергоресурсов Норвегия погасила внешний долг, составлявший до 30% от ВВП, и сформировала стабилизационный фонд — Government Pension Fund Global (GPFG), который пополнялся из доходов от экспорта «черного золота».
2 - Население Норвегии составляет лишь 5 миллионов человек.
При этом доход от экспорта нефти превышает $1 трлн. Для населения Норвегии и её масштабов - это немыслимые деньги. Потому их с лихвой хватает и на развитие социальных проектов, и даже не отчисления гражданам Норвегии.
А что главное: в России есть аналогичный Норвежскому Фонд Национального Благосостояния. Часть денег с продажи углеводородов поступает на него, а сам фонд участвует в финансировании пенсионного фонда и инвестициях в социальные проекты. Да, масштаб инвестиций относительно скромный, но это связано с тем, что Фонд несколько лет был страховкой на случай кризиса.
Да и помимо Фонда деньги, полученные с торговли нефтегазовыми продуктами, расходуются на нужды граждан. Давайте посмотрим на примере Газпрома:
Газпром осваивает огромное множество месторождений по всей России. Что важно: он активно участвует в развитии регионов, где происходит добыча/переработка газа и нефти. Помимо подготовки специалистов и предоставления высокоплачиваемых рабочих мест, Газпром вносит огромный вклад и в социальные проекты.
Так, например, "Родные города" - программа социальных инвестиций «Газпром нефти», в рамках которой спонсируются различные мероприятия и конкурсы, выдаются гранты и премии учащимся и молодым специалистам.
Особняком стоит и участие "Газпрома" в развитии спорта в России. Множество современных, функциональных стадинонов и спорт.залов, многочисленные мероприятия для молодежи и активное прививание детям здорового образа жизни.
Возрождение интереса к спорту во многом связано и с успехами профессиональных спортсменов, представляющих страну на международных соревнованиях по таким популярным видам спорта, как футбол и хоккей. «Газпром нефть» является одним из крупнейших спонсоров ведущих спортивных клубов, включая футбольный клуб «Зенит».
Это лишь частные примеры. Для желающих детально ознакомиться с инвестициями и распределением доходов от продажи нефти я оставил ссылки, потому предлагаю перейти к выводу.
Статус энергетической сверхдержавы действительно даёт России как массу плюсов, так и минусов. Среди минусов могу отметить тот факт, что в нашей стране достаточно поверхностно развито изучение углеводородов, так как большая часть ресурсов очищается и поступает непосредственно на продажу. Но ни "сырьевой придаток", ни "национальные богатства для граждан" к этим минусам не относятся. Это лишь очередная попытка выставить сильную сторону нашей страны за слабую.
Вспомните только недавние переговоры в Нормандском формате между Россией, Украиной, Францией и Германией. Ради чего, по большей части, состоялась эта встреча? Ради решения вопроса по экспорту газа через Украину. Воспринимали ли нашу страну так серьезно на мировой арене, если бы не статус энергетической сверхдержавы? Вопрос сложный, но можно сказать точно - ряд преимуществ был бы утерян.
Повторюсь, тема эта крайне обьёмная, и двумя статьями раскрыть её полностью практически невозможно. Я лишь хотел осветить основные аспекты вопроса и предоставить вам нужную информацию для дальнейшнего изучения.
Получилось ли? Обязательно напишите об этом в комментариях, так же буду рад и дискуссии с вами. Спасибо за внимание, надеюсь, что увидимся скоро!