Бывают ситуации, когда родителю кажется, что его ребёнок эгоист, что он совсем не думает о том, как его поступки отражаются на родителях. Простой пример, мама отчитывает дочь за то, что та залезла в грязь, хотя рядом была сухая тропинка: «Зачем ты туда полезла? Все сапоги уханькала, мне теперь придется их чистить. Ты хоть немного обо мне думаешь?» (пример реальный, буквально на днях проходила мимо этой сцены). В подобных ситуациях у некоторых взрослых даже возникает ощущение, что ребёнок делает что-то назло или из вредности.
Давайте копнём поглубже и попробуем понять почему так происходит.
Потрясающий детский психолог Жан Пиаже провел серию экспериментов, которые наглядно демонстрируют, ребёнок мыслит совсем не так как взрослый. Все его эксперименты очень интересны, крайне показательны и очень даже этичны, в отличие от эксперимента Джона Уотсона, о котором я писала здесь. Повторить опыты Пиаже может любой родитель, ведь это очень увлекательно, взглянуть на то, как мыслит твой ребёнок.
1. Три горы.
На столе устанавливали три макета разных гор. Горы были разными, у одной стоял домик, по другой сбегала вниз речка, также они отличались по высоте. Ребёнку давали по очереди фотографии гор и просили выбрать те фотографии, на которых изображены горы как он их видит. Чаще всего ребёнок выбирал правильно. После этого на другую сторону макета сажали куклу и просили выбрать те фотографии, на которых изображены горы как их видит кукла. Дети до 6 лет выбирали те фото, на которых горы видны так, как это видно им, а не кукле. Так был выявлен феномен детского эгоцентризма. Ребёнок видит это мир только со своей точки зрения, он до определенного возраста просто в силу особенностей своего мышления не может встать на точку зрения другого. Попросите показать своего ребёнка где у него левая рука, а где правая, а потом встаньте напротив и попросите показать ваши левую и правую руку, ребёнок покажет наоборот, он будет смотреть со своей точки зрения. Постепенно, когда багаж его знаний пополняется, когда он учится осознавать своё я и его место в окружающем мире он избавляется от этого феномена. Этому, кстати, очень способствует ролевая игра, которая учит принимать на себя разные точки зрения, пробовать себя в разных ипостасях, искать себя и своем место в мире.
2. Обратимость или сохранение.
Ребёнку показывали два одинаковых предмета: шарики из пластилина, стаканы с водой, бусины, нанизанные на нитки и т.п. и спрашивали одинаковые ли они.
- Два пластилиновых шара. Вопрос: «Где больше пластилина?»
- Два стакана с водой. Вопрос: «Где больше воды?»
- Две нитки, с нанизанными на них бусинами. Вопрос: «Где больше бусин?»
- Две веревки, которые лежат прямо.
Ребёнок отвечал, что все предметы одинаковы. После этого, на его глазах один из предметов меняли, пластилиновый шар расплющивали, воду переливали в другой сосуд, а бусины расставляли на нитке, чтобы расстояние между ними увеличивалось, а одну из веревок изгибали. После этого вопрос повторялся. Дети отвечали, что пластилина больше в расплющенном шаре, воды больше в более узком сосуде, а бусин больше там, где они расставлены, а веревка длиннее та, что прямая.
Этот феномен назвали «обратимость или сохранение». Только тогда, когда действия ребёнок может представить в уме он начинает понимать, что изменения объектов не всегда ведет к изменению всех его параметров.
3. Анимизм.
Ребёнку задают вопросы: «Почему ветер дует», «Почему машина едет» и т.д. В большинстве своём дети дают ответы, в которых наделяют неодушевленные предметы сознанием и чувствами. Например, «Ветер дует потому что злится», «Машина едет потому, что спешит к бабушке в гости». Такое всеобщее одушевление также приходится на возраст до 6-7 лет. Потом следует переходной этап, когда ребенок может давать как логические объяснения, так и анималистические. С точки зрения Пиаже, к 11-12 годам дети успешно преодолевают все феномены детского мышления.
Кстати, интересный факт. Подобные эксперименты, которые проводились на детях из детских домов показывают, что феномены Пиаже у них преодолеваются позже, нежели у детей, которые воспитываются в семье. Конечно, это не все феномены, которые открыл этот замечательный швейцарский психолог, но, на мой взгляд, они очень интересные и легко повторимы родителями.
Очень важно понимать почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе и помогать ему входить в этом мир, осваивать его, радоваться его успехам и помогать справляться с трудностями.
А у ваших детей есть феномены Пиаже?