Ну что? Прогуляемся по узловой станции самой длинной в Архангельской области узкоколейной железной дороги. Я успел ухватить еще относительно целую дорогу, тут уже был сплошной упадок, но довольно интересно. На данный момент считается заброшенной, к 2024 году почти все разобрано и распилено.
Конецгорская узкоколейная железная дорога — лесовозная узкоколейная железная дорога в Виноградовском районе Архангельской области, на правом берегу реки Северная Двина. Совсем недавно мне попались интересные документы о начале строительства дороги 1939-1940-гг. Занималось ей ведомство ГУЛАГа, а конкретнее Кулойлаг. Привожу ниже выдержки из проекта.
"Кулойлагом проектируется к строительству Конецгорская узкоколейная жлезная дорога с примыканием к правому берегу р. Северная Двина, между Конецгорским и Кургоминским сельсоветом около хутора "Косиново".
Изыскательские и проектные работы проводятся в сезон 1939 года экспедицией Ленинградского проектно-изыскательного Бюро Управления Лесной промышленности ГУЛАГа НКВД СССР (инженером проекта значился Равдин).
Назначение дороги: - эксплуатация лесных массивов, располагающихся между бассейнами рек: Ваеньга, Ухтаньга, Левая Рассоха, Правая Рассоха, Степановка, Полья и т. д. и тяготеющих только к р. Северной Двине на этом участке.
Плановым заданием установлены сроки окончания изыскательских и проектных работ 1/3_1940, начала строительных работ - конец 2 квартала 1940 года и пуска дороги к эксплуатации - конец 1940 года. На 1940 г. дорога имеет задание по вывозке древесины - 100000 кбм.
Общее протяжение путей 237 км, из них магистраль - 72 км.
В качестве тяговых единиц на дороге предусматривается проектом паровозы № 159 с колесной формулой 0_4_0 отечественного производства, подвижной состав 4-х осные лесовозные тележки лесоудомашстроя.
У примыкания дороги к р. Северной Двине проектируется лесосклад и рейд с пропускной способностью - 500 т. кбм. древесины в год, поселок и головная железнодорожная станция".
Для строительства дороги были изъяты земли у колхоза "Просвет", "Заря"
Год открытия: 1942 год. Пассажирское движение, грузовое движение. Заготовку леса Конецгорский леспромхоз производит как по сортиментной, так и по хлыстовой технологии, вывозка леса осуществляется круглогодично по самой длинной в Архангельской области узкоколейке.
Строительство узкоколейной железной дороги началось в июле 1938 года силами заключённых ГУЛага.
Строительство посёлка Рочегда началось 2 октября 1942 года. В 1942 году заключённых «Березлага» вывезли из Рочегды в другие лагеря НКВД. Последний пароход с заключёнными ушёл из Рочегды 22 октября 1942 год
По состоянию на 2005 год Конецгорская узкоколейная железная дорога являлась одной из лучших в регионе, протяжённость магистрали составляет около 60 километров. Сохраняется регулярное движение пассажирского поезда по маршруту «Рочегда — Пыстрома», движение по маршруту «Рочегда — Няводы» производится только в зимнее время, когда узкоколейка становится малопригодной для проезда частных мотодрезин «пионерок»
Дорога не работает с июля 2018 года, осенью начата разборка
Добраться до дороги можно следующим способом. Доехать по федеральной трассе М-8 до отворотки на Котлас, оттуда до переправы на Рочегду. Зимой по льду, летом на пароме.
The longest in the Arkhangelsk region narrow gauge railway. There is a complete decline, but quite interesting.