Найти тему

Как относиться к снам?

Никифор Крылов. Спящий мальчик
Никифор Крылов. Спящий мальчик

Мне 22 года, я не крещеная, никогда не была верующей. Но мне снится Бог. В первый раз это случилось на Рождество (7 января 2004): мне приснился Иисус со Своими двенадцатью апостолами. Они просто стояли и смотрели на меня. На руках у меня были кольца. Второй раз это произошло на 26 октября - мы с моей матерью вошли в церковь. Там лежали два гроба с Богородицей и Иисусом. Мама подходит к Ней, я - к Иисусу. Мы крестимся. На следущий день мама затащила меня в церковь и я узнала Богородицу - Иверская. Это случилось в Ее праздник. Меня волнуют эти сны. Я не знаю, кого спросить о них. Вот на 24 декабря мне приснилось, что я в церкви, там елки, и я пью вино. Я более-менее образованный человек, журналист, сценарист и в целом понимаю эти символы. Но значит ли все это что-нибудь по вашему мнению?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Святые подвижники, люди с очень богатым духовным опытом, считали, что сновидения, которые посещают человека, бывают трех видов: от Бога, от диавола и от суеты житейской. Сны первого рода случаются чрезвычайно редко, поскольку Бог не говорит с человеком по пустякам, и для того чтобы удостоиться такого общения, нужно иметь, по меньшей мере, чистое сердце. Сны второго рода так же бывают очень нечасто, поскольку Бог оберегает человека (даже неверующего) от того вреда, который может быть причинен человеку вмешательством бесов.

Остаются сны «от суеты житейской», с которыми мы чаще всего сталкиваемся в своей жизни. Естественное происхождение таких сновидений убедительно объясняет психологическая наука, правда, каждая школа предлагает свое объяснение. Однако и без всякой психологии ясно, что сновидения тесно связаны с внутренней обеспокоенностью человека, с душевными проблемами, которые не получили разрешения.

По-видимому, хотя Вы и называете себя неверующей, Ваши духовные запросы вплотную привели Вас к поиску убедительного обоснования Вашей жизни. Генетическая память подсказывает Вам, где искать ответы на вопросы о смысле жизни, о подлинных ценностях, о безусловном характере нравственных правил. Не получив, как и большинство наших современников, религиозного воспитания, Вы, тем не менее, чувствуете тягу к религии, которая Вас одновременно и притягивает и отталкивает. Вероятно, образующееся духовное напряжение и питает Ваши сновидения.

Кажется, что разрешить эту конфликтную ситуацию можно двумя способами: решительно отвергнуть всякую иррациональность, запретив себе обращаться к религии, идентифицируя ее как слабость человеческого духа, или, напротив, постараться понять, из какого опыта вырастает религиозная вера.

Скорее всего, первый способ окажется не пригодным. Человек, что бы ни говорили материалисты, является носителем образа Божия, и он будет постоянно давать о себе знать. Душа человека, как об этом еще в третьем веке писал Тертуллиан, по природе христианка, а с природой, как известно, бороться невозможно.

Остается второй способ. Попробуйте приобрести опыт веры. Прочтите Евангелие. Уясните, что кажется Вам привлекательным в этой великой книге и то, с чем Вы не можете согласиться. Подумайте, возможно ли иное убедительное и непротиворечивое решение тех вопросов, которые вызывают у Вас внутренний процесс. Наконец, попробуйте помолиться, попросить у Господа помощи в каком-то очень значимом для Вас деле.

Православие и современность