На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в чтении книг нет. Но, когда дело доходит до практики, то оказывается, что после чтения ничего в голове не остается, либо остается мало и не то, что было нужно. С возрастом я осознал, что без самообразования никуда. Когда работаешь, даже если еще нет детей, все равно тяжело находить время на учебу, отсюда назревает очередной вопрос о качестве литературы, как не потратить время на ерунду. Рынок заполнен второсортным барахлом и посредственностью, это касается как художественной, так и научной (отдельная тема, это труды выдаваемые за научные, но ими не являющиеся) или прикладной литературы, поэтому надо не только уметь усвоить книгу, а еще уметь выбрать из этого огромного количества ярких обложек и многообещающих названий то, что действительно решит поставленную задачу.
Начинать следует с точного определения целеполагания. Какую цель ставит перед собой читатель? Книгу надо искать сообразно желаемому результату, а выбрав книгу, следует правильно ее читать.
Итак, какие цели бывают у чтения?
Книги читают для отдыха и развлечения, ищут в них вдохновения, в книгах находят ответы на волнующие моральные и эстетические вопросы. Также книги могут являться подспорьем в повышении квалификации, расширении кругозора и повышения общей культуры человека. И, конечно, книга учит. Никакое образование не может обойтись без них, в школе и университете, в колледже и при домашнем самообучении без качественных книг не сделать и шагу.
Для любой указанной цели нужно придирчиво выискивать литературу. Тут поможет чтение отзывов, благо сегодня можно найти множество ресурсов, которые дают людям высказаться о качестве тех или иных книг. Но отзывы читателей, это не профессиональные рецензии, поэтому с отзывами коллег по цеху ознакомиться даже важнее.
Когда вы остановили свой выбор на той или иной книге, просмотрите предисловие и содержание книги. Подумайте, сможет ли она удовлетворять вашим требованиям. Если да, то берите и бегло читайте, особенно это касается прикладных книг, убедитесь, что книга соответствует вашему уровню знаний и не слишком легкая, но и не слишком сложная. Если что-то не так, то продолжайте поиски.
Слава богу, ты нашел. Что дальше?
- Если книга художественная, то читать надо не абы где и как, а создав атмосферу полного погружения. Читайте не спеша. Вдумывайтесь в каждую деталь и заставляйте работать воображение. Не представляйте себя на месте понравившегося героя, а следуйте за авторским замыслом. По началу это будет трудно, но со временем воображение наберет силу, вымышленные герои превратятся в личности живущие по своим внутренним законом. За своим столом вы будете путешествовать во времени и пространстве, покорять горы и опускаться на дно океана, любить и горевать, вершить судьбы и покоряться обстоятельствам. Стоит только перестать бездумно глотать книги. Правильно прочтенная книга не только доставит удовольствие, но и научит сочувствию и пониманию других людей.
- Когда книга требует усвоения для развития как профессионала, то придется прикладывать еще больше усилий. Но усилия эти не пропадут зря, если книга выбрана верно, и усвоение её в этом случае действительно разовьет читателя, как специалиста, как культурного человека. Такие книги надо не просто читать, а прорабатывать. Что же значит прорабатывать книгу? Это значит понять структуру и ход мыслей автора. Умение выделить главные мысли подразделов, разделов, их взаимосвязь и цельную идею всего труда. Для этого надо очень внимательно изучить содержание, чтобы получить представление о начале, процессе и конце мысли. Так же не помешает изучить предисловие и заключение, пройтись по главам и проверить соответствие заданной темы и содержания. Во время такой работы нужно делать заметки, а лучше вести полноценный конспект, если ранее записанные идеи предстают в новом свете спустя несколько глав, не ленитесь вернуться и отметить эту трансформацию. Автор брошюры по чтению книг, о котором ниже пойдет речь, рекомендует всегда сначала разобраться самостоятельно, но я считаю, что это не всегда необходимо, к тому же на первых порах может быть слишком сложной работой. Для начала просто привыкайте к дисциплине и трудолюбию.
Эту инструкцию я нашел в брошюре, которая называется "Как читать книги для самообразования". Несмотря на то, что написана она около ста лет назад, она все так же актуальна и свежа. Её автор Сергей Иннокентьевич Поварнин специалист в области логики знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста. Ссылку на нее я оставлю в конце, плюс добавлю еще пару полезных книг для более критичного подхода к жизни и облегчения аналитической практики.
Выбирайте книги тщательно, вот что я хочу сказать в заключение, больше тут нечего сказать, читайте вдумчиво и выжимайте из прочитанного максимум, чтобы не было жаль зря потраченное время и засоренные мозги.
Далее я приведу цитатой заповеди читателя по Поварнину и обещанные ссылки.
ЗАПОВЕДИ ЧИТАТЕЛЯ
А. Общие:
1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
Б. При чтении для образования:
2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
3. Хотя одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.
4. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.
5. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.
7. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
8. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
9. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
10. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».
11. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.
12. Научись пользоваться оглавлением.
13. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному (§ 41).
14. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
15. Чужую критику на книгу читай после книги.
16. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
В. О выборе книг для самообразования:
17. Читай хотя бы немного, но основательно.
18. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
19. Читай самое лучшее, что можно достать.
20. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
21. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).
Рекомендуемая литература (pdf):
"Как читать книги для самообразования" Поварнин С.И.