Найти тему
Архистория

Дом с секретом на Пречистенке

Он словно шкатулка с секретом. Десятки раз можно гулять по Пречистенке, но если не проявил любопытство и не заглянул в подворотню дома, считай пропустил самое интересное.

Именно здесь, за роскошным ампирным фасадом притаился двор, поверить в существование которого бывает трудно даже после того, как увидел его. Стены небольших двухэтажных построек образуют что-то вроде отдельного и чуждого большому городу пространства. Ну в самом деле, по масштабу, ни дать ни взять, дровяной сарай; по внешним атрибутам - галерея старой дачной усадьбы, правда, разорванная чьей-то прихотью на две изогнутые половинки. Колонны и арочные проёмы под окнами второго этажа вносят еще большую сумятицу в догадки по поводу того, что же всё это значит.

-2

Как свидетельствует история, он, этот этаж, из поздних приобретений, которые были призваны хоть как-то решать жилищный вопрос москвичей советской поры. Позднее сюда перебрались художественные мастерские. В оригинале, оказывается, вся причудливая композиция - просто конюшня. Впрочем, простого здесь ничего нет. Даже архитектура сооружения подчинена особой терминологии. Циркумференция - так называют дугообразный в плане низкий корпус, примыкающий к главному усадебному дому. Широкие арочные проёмы для экипажей и прочего подвижного состава конца 19 века. Ну а колонны это уж дворянский шик, от него трудно отказаться, особенно если усадьба в самом центре Москвы.

-3

Вместе с парадным фасадом всё это называется усадьбой Охотниковых. Правда, в московских хрониках весь комплекс сооружений больше известен как гимназия Поливанова. Можно понять почему. Охотниковы довольно старая дворянская фамилия. Но впечатление такое, что хозяева именно этих владений, прославились только перестройкой купленной у дворян Талызиных деревянной усадьбы. Что ж, после пожара 1812 года, уничтожившего половину Москвы, наверное, и это подвиг. В любом случае ни за поручиком Павлом Яковлевичем Охотниковым, ни за его наследниками нет шлейфа дел и поступков, сопоставимых с тем эффектом, который произвела в Москве частная гимназия Льва Ивановича Поливанова. В роскошном доме знаменитое учебное заведение, было лишь арендатором. Очередной владелец купец Пегов, видимо, не страдал от недостатка жилплощади, потому что на долгие годы вперёд сдал все помещения.

Отдать ребенка в Поливановскую гимназию для Москвы второй половины 19 века было не просто престижно, но и жизненно важно. Даже такие родители как Лев Толстой знали: здесь не будут вколачивать знания палкой, зато научат думать самостоятельно и самостоятельно искать ответы на вопросы. В результате даже протянувшегося на 70 метров вдоль Пречистенки фасада здания вряд ли хватит, чтобы увековечить память о всех прославленных выпускниках.

-4

Пречистенка, 32 примечательна еще одним важным фактом. В 1915 году дом опять меняет хозяев. На сей раз судьба недвижимого имущества переходит в руки Веры Ивановны Фирсановой. Вот кто мог бы наполнить эти стены богатой и разнообразной жизнью. Наследница огромного состояния запомнилась современникам своей разносторонней благотворительной деятельностью, поощрением музыкальных и художественных талантов... Её подмосковное имение Середниково стало концертной площадкой, куда с удовольствием приезжали Шаляпин и Рахманинов. Станция Фирсановка на одной из линий подмосковной электрички, между прочим, тоже про её честь. Вера Ивановна на собственные средства оборудовала полустанок близ своей деревни. С не меньшей энергией она взялась обустраивать и новый дом. Из Петербурга был приглашен признанный мастер неоклассицизма архитектор Александр Таманян. То, что выглядело дворцом снаружи, приобретает его стараниями по-настоящему дворцовое внутреннее содержание. Большому рекреационному помещению возвращается первоначальный смысл концертного зала, с изящной сценой и прекрасной акустикой. Наряду с тонкой лепниной, появляются росписи потолков. Не случайно художник Лансере именно сюда приходил за вдохновением, когда создавал декорации для одного из спектаклей Малого театра.

-5

Жаль, эпоха ренессанса в истории особняка длилась недолго. С приходом к власти большевиков Вера Фирсанова ютилась в одной из комнат своей арбатской квартиры, пока Федор Шаляпин не прислал ей документы и деньги для переезда в Париж. А вот усадьба на Пречистенке не долго горевала без хозяйки. Уже в 1919 году здесь открыли первую государственную музыкальную школу. В 70-е годы ей присвоили имя композитора Мурадели. Сегодня она делит помещения с художественной школой имени Серова. Всё вроде бы пристойно, без слишком резких поворотов судьбы. Но, как и вблизи любого дома с богатым прошлым, трудно отделаться от ощущения, что многое могло быть иначе.

Дорогие читатели, не стесняйтесь поддержать проект Архистория своими лайками и перепостами!

Читайте лучшие материалы Архистории:

Русские кони в парке Берлина

Отель 100 звёзд

Артель криворуких и страшная месть церковных чинуш