Что если залить в двигатель масло с вязкостью выше или ниже нормы?
Предназначение моторного масла - предотвратить сухое трение внутренних деталей двигателя. Между поршнем двигателя и цилиндром есть зазор, который, разумеется, необходим, чтобы поршень мог за минуту сделать сотни поступательных движений, а сила трения при этом не уничтожила бы двигатель. Меньше зазор - больше мощность. Общая задача конструкторов и производителей моторного масла - сделать этот зазор точно соответствующим той масляной пленке, которую создает моторное масло. В этом случае мощность двигателя будет максимально возможной.
Одним из наиболее важных параметров масла считается его вязкость - способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть.
Многие полагают, что чем выше вязкость при высоких температурах - тем лучше масло. Ведь масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей – с большой мощностью и высоким числом оборотов. А если залить в обычный двигатель масло для спортивного, он от этого станет спортивным или будет лучше работать, даст большую мощность или, по крайней мере, будет лучше защищен от трения? Конечно нет! Скорее всего, как раз наоборот – мощность упадет, а двигатель пострадает. Потому что для оптимальных условий работы ему нужно «свое» масло.
Что будет, если залить масло с вязкостью выше нормы?
Когда двигатель холодный, вязкость масла превышает расчетную рабочую. Масляная пленка толще зазора, увеличивается сила трения. Именно в этом и есть ключевой момент: зазоры рассчитаны именно под рабочие температуры двигателя, поэтому двигатель работает под повышенными нагрузками при прогреве. И именно поэтому автопроизводители категорически не рекомендуют нагружать двигатель до полного прогрева. Правильная вязкость помогает двигателю прогреться быстрее, не нанося ему урон. Если залить масло с вязкостью, превышающей рекомендованную, то и трение будет больше, а двигатель будет постоянно работать при более высоких температурах. Что, естественно, на пользу ему не пойдет. А при резком увеличении оборотов (например, при разгоне) двигателю придется быстро прогреться, чтобы снизить уровень вязкости масла до допустимого значения. Как следствие, температура масла и двигателя может перейти предельно допустимую норму, это приведет к поломке.
Что будет, если залить масло с вязкостью ниже нормы?
Тоже ничего хорошего. Занижать вязкость масла по сравнению с требованиями производителя еще опаснее. При таком раскладе масляная пленка на деталях двигателя становится слишком тонкой, эффективность смазки падает. Двигатель может даже заклинить. И вы не рады будете результату такого эксперимента.
Не заливайте в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена для вашего автомобиля! Производитель учел все особенности вашего двигателя, прежде чем рекомендовал именно те параметры вязкости, которые являются оптимальными.
При выборе моторного масла убедитесь, что на нем есть круглый знак, подтверждающий прохождение испытаний SAE – это означает, что указанная на упаковке вязкость соответствует международным номам, а масло прошло все необходимые испытания. И выбирайте только оригинальное моторное масло.