Зима в Москве в этом году не задалась. Скоро Новый год, а на улице по-осеннему пасмурно. Снег так и не выпал. В середине декабря - прежняя ноябрьская серость. Такая нестандартно-нерусская зимушка - ни лучшее ли время вспомнить о красоте, сотворённой недавними предками? Накануне "пасмурных" революционных событий начала прошлого века.
Вот так выглядит главный фасад особняка Дерожинской, выходящий на Кропоткинский (ранее - Штатный) переулок в Москве
Памятник охраняется государством
Напротив красивого арочного окна реет флаг Австралии
Посольство Австралии размещается здесь с 1959 г., и по сей день
Вид с бокового фасада особняка
Арочное окно сквозь ограду в стиле модерн. Привлекает внимание не только величина, форма самого окна, но и качество - отражательная способность - стекла.
Вкратце о хозяйке особняка А. И. Дерожинской
Александра Ивановна Дерожинская (1877 - середина 1920-х г.г.) была незаурядной и весьма смелой, для своего времени, дамой. Богатая купеческая дочка, промышленница. В девичестве - Бутикова. Трижды она была замужем, в нарушение традиций старообрядчества - вероисповедание, к которому принадлежала её семья.
Первый муж Александры Ивановны - Павел Павлович Рябушинский. Он также заказчик особняка в стиле модерн, архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Это известный особняк Рябушинского, расположенный на Малой Никитской улице (сейчас - музей-квартира А.М. Горького). Благодаря первому браку Александра Ивановна познакомилась с признанным русским зодчим Шехтелем.
Александра Ивановна второй раз вышла замуж за поручика Владимира Валерьяновича Дерожинского. Тогда она и решила отстроить особняк для новой семьи. Церковь не признавала развод Бутиковой на протяжении нескольких лет. Тем не менее, замуж она вышла. И особняк построила - в 1901 - 1903 г.г.
Дом получился не только прекрасным, но и отлично оснащённым - по последнему слову инженерной техники того времени. В особняке обустроили паровое отопление, вытяжки, водопровод и канализацию. Провели электричество и телефонную связь. В общем, всё почти, как сейчас. За исключением, пожалуй, красоты... И той особенной, тёплой, семейной среды, которая отличает модерн.
Дерожинская была весьма капризной заказчицей. Она так и не оценила мастерства признанных художников - ни И.Э. Грабаря, ни В.Э. Борисова-Мусатова. Вначале вдове снизила стоимость работ, а потом и вовсе предложила, за объёмные работы, гроши. В результате, прекрасные живописные панно Борисова-Мусатова с изображениями времён года так и остались невостребованными. Художник пережил горькое разочарование... Вернее, не пережил. Вскоре после неудачи с заказом, осенью 1905 г. Борисов-Мусатов умирает.
В наше время, в процессе реставрации, фрески всё же воссоздали, по эскизам В.Э. Борисова-Мусатова.
О подробностях частной жизни старообрядческой семьи стало известно из дневников Сергея Ивановича Зимина, младшего брата третьего мужа Александры Ивановны. Зимины резко негативно оценивали "моральный облик" Александры Ивановны - настолько, что отказывали ей в праве заниматься воспитанием своего сына Серёжи.
Особняк Александры Ивановны национализировали после революции 1917 г. Теперь это уже не дом для семейной жизни. Здесь размещаются учреждения новой власти, в частности, дипломатические миссии иностранных государств и представительства союзных республик.
Александра Ивановна после революции, по слухам, уехала в Италию вместе с мужем и двумя сыновьями. Однако более правдоподобна другая, более печальная, версия, которая выдвинута на основании дневников С. И. Зимина. Александра Ивановна осталась в Москве и, в результате коренных перемен в общественной жизни и изгнания из дома, впала в нищету. Она вынуждена была работать подённо, и зарабатывала копейки. Вероятней всего, умерла от голода и болезней в середине 1920-х г.г. Похоронена без особенного почёта, на участке Семейства Зиминых, на Преображенском кладбище. Надгробного памятника нет.
Жемчужина под пасмурным небом
Погода ли выдалась пасмурная, или таковы же определённые исторические периоды - а всё-таки радует душу, что жива красота. Вот, и эта красота, которую вызвала к жизни богатая и смелая заказчица начала прошлого века, при содействии гениального русского зодчего Шехтеля.
Точный адрес особняка Дерожинской в Москве - Кропоткинский пер., 13, стр. 1.