Наверняка, многие помнят фильм «Адмиралъ», вышедший в 2008 году. В свое время картина наделал немало шума и была достаточно тепло принята публикой. И неудивительно. Тогда еще наше кино не успело скатиться в известное место. И фильм получился вполне достойным. С художественной точки зрения.
Хорошие актеры, богатые костюмы, да и, в принципе, большая насыщенность материальной культуры в кадре. Спецэффекты там, где надо. Нормальная, а на сегодняшний день так и вообще отличная постановка.
Что нам показывают в первую очередь? Неравную битву двух кораблей. Немецкого и русского крейсера. На русском крейсере находится адмирал Колчак в исполнении неплохого актера, Константина Хабенского.
Кстати, забавный факт. Наверное, Хабенский этого не знал, но реальный Колчак был тем еще антисемитом.
Так вот. Что мы видим? Русский крейсер сильно поврежден. Матросы и офицеры растеряны, не знают, что делать. И только Колчак, аки Рембо, приводит всех в чувство, сам становится за артиллерийское орудие, приказывает всем молиться, и ведет крейсер через минное заграждение в надежде оторваться от немцев. Молитва в кой-то веки помогает. Наши спокойно проходят, а немец подрывается на мине.
Что мы видим в первом же эпизоде? Колчак – это самый настоящий супергерой, паладин. Помните Варкрафт? Там такие бегали такие суровые дядьки с молотами и воскрешали юнитов силой Света?
Правда, чтобы сделать из Колчака супергероя из боевых матросов и офицеров сделали какое-то трусливое стадо. И ладно бы. Но данный эпизод основан на реальной истории. Так что, киношники облили грязью вполне реальных людей. Впрочем, в нашем кино кого-то только ни поливали грязью. Досталось всем. От космонавтов до баскетболистов.
Далее, после этого нам показывают веселое празднество. Красивые офицеры в красивой форме веселятся, пьют шампанское, играют в фанты. Жизнь прекрасна. Еще в этой сцене происходит некое романтическое событие. Колчак знакомится с женой своего подчиненного, с которой у него вскоре начинается бурный роман. Это притом, что сам он женат, и у него есть дети. В фильме этот момент реальной биографии максимально сглажен. Отношения с любовницей, которую играет Елизавета Боярская, показаны максимально «высокими». Любовь случилась. Да, дескать, они оба женаты, но сердцу не прикажешь. Жена же мелькает пару раз в кадре, но ее нам толком не раскрывают. Судя по всему, есть она в фильме только для галочки.
После офицерского застолья нас резко переносят на толпу матросов, которые тащат куда-то ничего не понимающих офицеров, которые просят их одуматься и говорят, что то, что они делают это измена. Но матросы остаются глухи ко всем увещеваниям, и расстреливают офицеров в ближайшем лесочке. Нет, даже не в лесочке, а просто около нескольких деревьев. Потом камера поднимается вверх, и мы видим десятки тел, если не сотни тел в офицерских мундирах, лежащих чуть ниже, на песке. Затем похожая по содержанию сцена. Матросы готовятся топить офицеров в море. Один из офицеров просит, чтобы ему дали напоследок помолиться. Он мотился, дальше ему, вместе с остальными, привязывают к ногам камень и топят. Мы видим, как он тонет, и рядом плавает куча точно таких же утопленников.
Что нам показывают? Натуральное истребление красивых, умных, людей. Что происходит? Совсем недавно было же все хорошо! От того, что нам ничего не объясняют, а сразу показывают самые настоящие ужасы, у нас возникают сильные эмоции. Нам жалко тех, кого убивают. Появляется ощущение, что, ни много, ни мало, рухнул мир.
Здесь мы столкнулись с очевидной манипуляцией и искажением исторических событий. Расправы над офицерами в ходе Февраля действительно имели место быть. Но это были именно бессудные расправы, они не носили сколь-либо организованного характера, и уж тем более не имели такого масштаба, как в фильме «Адмиралъ».
Дело в том, что, если кто не знает, Российская Империя это было сословное государство, где было четко прописано, кто, грубо говоря, господин, а кто – холоп. Офицеры, что в армии, что на флоте были господами, а матросы, солдаты и унтер-офицеры были холопами. И отношение со стороны офицеров к ним было вполне соответствующим, как говорящему скоту. Рукоприкладство и телесные наказания были вполне себе в порядке вещей. Ну и, естественно, жаловаться солдаты и матросы в случае чего могли только Господу Богу. Конечно, далеко не все офицеры этим страдали. Но очень и очень многие. По невероятному совпадению, как раз, те, которые пострадали от озлобленных солдат и матросов в ходе революционных событий.
После всего этого ужаса нам показывают палубу какого-то корабля, Колчака и матросов, подзуживаемых, видимо, членами матросских комитетов. Матросы хотят разоружить и, видимо, арестовать Колчака. Однако адмиралЪ производит на всех такое мощное впечатление, что матросы не решаются к нему приблизиться и шарахаются, как стая шакалов от льва. В конце концов, Колчак гордо выбрасывает свою наградную саблю в море и сдается.
Члены матросских комитетов, кстати, показаны довольно интересно. Матросов, видимо, играли реальные матросы Северного Флота, то есть, выглядят они, как вполне нормальные, молодые, крепкие парни славянской наружности, Члены же матросских комитетов, которые были точно такими же матросами, выглядят, как гости из южных республик, или же, как жители солнечного Иерусалима. Черные, чуть смуглые, с характерными профилями.
Еще одна такая небольшая манипуляция.
После этого нам показывают, как Колчак общается с каким-то человеком в полувоенном френче. Кто это такой нам вообще не поясняют. Конечно, люди хоть сколько-нибудь знакомые с тем периодом понимают, что это – Керенский. В ходе диалога нам сообщают, что Колчак – нехороший человек и занимает контрреволюционную позицию, и его следовало бы расстрелять, но в виду больших заслуг, просто высылают куда подальше, в Америку.
И вот здесь фильм снова откровенно врет. Колчак обеими руками и ногами поддерживал Февральскую Революцию и был у Временного Правительства на очень хорошем счету. Поэтому его и послали-то в Америку, чтобы он занялся важными для страны военными закупками. Он даже подавал свою кандидатуру на выборы в Учредительное Собрание. К сожалению, не успел.
После этого нам показывают едущую в поезде Боярскую и озвучивают отдельные цитаты из газет того времени. Видимо, чтобы лучше погрузить в эпоху. Нас переносят в Омск в 1918 год, Колчак принимает присягу, уже как Верховный Правитель России. Как он там оказался, что происходило до этого. Все это остается за кадром.
А происходило немало интересного. Колчак прибыл на Дальний Восток на английском военном корабле (подвезли его по доброте душевной) по приглашению Сибирской Директории, установившейся после мятежи чехословацкого корпуса.
Спустя пару недель после того, как Колчак дал присягу сибирскому правительству присягу в качестве главнокомандующего, он свергает это самое правительство, кого сажает, кого расстреливает и назначает себя фактически диктатором. То есть, люди, которых злые большевики отпустили на все четыре стороны, добрый и благородный Колчак репрессировал по самому жесткому сценарию. Этот момент в фильме никак не показан. Все просто ликуют от того, что пришел такой замечательный Колчак, который сейчас всех спасет.
Боярская выступает, как бы, в качестве рассказчика, едет в поезде, и нам зачитывают газетные сводки. Войско Колчака победоносно наступает, нам показывают радостных горожан, кажется, Перми, которые благодарят адмирала за спасение города, видимо, от большевиков. Удивительно, но красных, то есть, врагов, с которыми воюет Колчак, нам практически не показывают и не называют их. Также нам показывают сцены на поле боя. Довольно скупо. Мы только видим наступающие полки и летящие снаряды.
Кстати, имперских орлов в кадре пихают уж очень часто.
Во второй части фильма, которая посвящена, как раз, Гражданской Войне нам представляют второго главного героя, помимо Колчака. Генерала Каппеля в исполнении Сергея Безрукова. Через его нарратив мы знакомимся с тем, что, собственно, происходило на поле боя.
Каппель представлен, как очень честный и героический военачальник, который очень заботится о своих солдатах. И даже не хочет брать у солдата сухие сапоги, чтобы не идти зимой в мокрых. Из-за этого Каппель потом получает гангрену, и ему отрезают ноги. В фильме этот момент представлен очень драматично.
В какой-то момент нам сообщают и показывают, что армия Колчака терпит поражение за поражением, вынуждена отступать. В тылу вспыхивают восстания. Что? Почем? Нам опять не поясняют. Только что все было хорошо, и опять какая-то фигня.
Нам показывают Колчака в поезде вместе с Тимиревой, любовницей.
В городе мятеж и бунтующий народ требует выдать им Колчака. Адмирал ведет переговоры с французским военным, чтобы он как-то ему помог, но он, в конце концов, выдает его. И Колчака арестовывают, а затем выводят ночью к проруби, где расстреливают, а тело бросают в под лед. По всему, выходит, что казнят адмирала большевики. Этот момент нам тоже не поясняют. Дело в том, что казнили Колчака не большевики, лояльное большевикам правительство Иркутска. Или не Иркутска? Точно уже не помню. В общем, Колчак погиб не от вражеской пули, а от руки повстанцев, которых породил своей «гениальной» политикой.
Вообще, мне так кажется, что если бы Колчак сумел бы каким-нибудь непостижимым образом сбежать из России, он бы в 1941 году поддержал нацистов.
Завершается фильм сценой, где загримированный под своего отца Бондарчук изображает съемки «Войны и Мира». Тут же неподалеку находится постаревшая Тимирева, которую якобы пригласили в качестве консультанта.
Что можно сказать по итогу? Фильм «Адмиралъ» это довольно неплохой пропагандистский фильм, агитирующий за белое движение, причем, за самую его правую часть. Постулируются бородатые белые мифы. В общем, совершенно нормальный для нынешней России фильм.