У Бэнкси новое граффити. Но этот раз — рождественское (правда, оно уже подверглось вандализму). В Бирмингеме уличный художник нарисовал на стене оленью упряжку Санта-Клауса. Накануне Рождества и Нового года мы решили вспомнить, кто из художников создавал праздничный арт.
— Новое граффити Бэнкси назвать рождественским можно лишь условно.
Да, уличный художник нанес на кирпичную стену в Бирмингеме изображение двух оленей из повозки Санта-Клауса. Правда, приурочил работу Бэнкси не к грядущим праздникам, а к парламентским выборам, которые состоялись в Великобритании 12 декабря. В своем аккаунте в Инстаграм анонимный художник (он тщательно скрывает свое настоящее имя и лицо) выложил видео, на котором бездомный ложится спать на лавку рядом с граффити. Пост Бэнкси подписал «Боже, храни Бирмингем», тем самым отметив неравнодушных людей, которые предложили мужчине горячий напиток, пару шоколадных батончиков и зажигалку. В качестве саундтрека Бэнкси выбрал композицию Бинга Кросби «I’ll be home for Christmas», в которой есть строчка «Я вернусь домой на Рождество — хотя бы в своих снах». Своей работой уличный художник привлек внимание к проблеме бездомных в Англии, число которых, по официальным данным, с 2010 года увеличилось вдвое.
— Новое граффити в Бирмингеме — не единственная рождественская работа Бэнкси.
Накануне 2019 года уличный художник нанес «Открытку к Рождеству» на стену гаража в британском городе Порт-Толбот. С одной стороны Бэнкси нарисовал мальчика, ловящего открытым ртом снежинки. С другой — горящий мусорный контейнер. Увидев оба изображения, становилось понятно, что ребенок на самом деле ловит ртом пепел. Саундтреком к видео в Инстаграме Бэнкси тогда послужила композиция «Little Snowflake».
— Энди Уорхол был фанатом Рождества.
И к празднику всегда рисовал открытки. Некоторые из них были созданы в годы сотрудничества с ювелирной компанией Tiffany&Co. На открытках отец поп-арта изображал северных оленей, херувимов, пушистые ели, шары и конфеты — все то, что в его представлении составляло идеальное Рождество.
Одна из праздничных открыток позволила Уорхолу завоевать расположение автора романа «Завтрак у Тиффани» Трумена Капоте. Рассказывают, что в юности художник названивал любимому писателю, но Капоте считал его «одним из тех безнадежных людей, c которыми вечно что‑то случается, неудачником от природы». Ровно до тех пор, пока не получил в качестве рождественского подарка изображение золоченой туфли, которое ставший знаменитым Уорхол посвятил именно ему.
— Рождественская тема нашла отражение и в творчестве Сальвадора Дали.
Правда, праздничные открытки сюрреалиста, которые он создавал по заказу фармацевтической компании Hoechst Iberica, мало чем напоминали классические. Но несмотря на это были популярны. Дали рисовал рождественские открытки с 1958 по 1976 год — всего 19 штук. Художник не использовал традиционные для Испании рождественские темы: сцену рождения Иисуса или пришедших поклониться младенцу волхвов.
Вместо них Дали рисовал ели, которые аллегорически отсылали к событиям уходящего года или к испанским классическим сюжетам. Так, на открытке 1960 года ствол и верхние ветви ели складывались в фигуру Дон Кихота. А на карточке 1962 года, посвященной успехам в освоении космоса, Дали оставил рукописное послание «Первое астронавтическое Рождество».
— В декабре 1969 года Джон Леннон и Йоко Оно разместили в разных городах мира — от Токио до Парижа — своеобразные рождественские поздравления.
На гигантские рекламные щиты супруги нанесли надпись: «Война окончена. Если ты этого хочешь. Счастливого Рождества! Джон&Йоко». В Нью-Йорке билборд с посланием и вовсе располагался на Таймс-сквер напротив центра вербовки в армию США. В дополнение к акции Леннон и Оно написали рождественскую песню «Happy Xmas (War is over)». Правда, вышла на только в 1971 году. В начале трека Джон и Йоко шепотом поздравляли с праздником своих детей. А затем призывали «прекратить все сражения».
— «Король китча» Джефф Кунс в 2000 году выпустил рождественский «набор» для игры в пэдлбол.
На ракетке красовался олень Рудольф, которому нужно было забрасывать прикрепленный на веревке мяч в корзину в районе носа. Всего Кунс выпустил 900 экземпляров Рудольфа. Кстати, купить оставшиеся можно до сих пор — по цене в $1890.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.