Найти тему
Забытые крепости

"Парижская Пушка" - орудие, в существование которого сложно поверить

В 7:30 утра 23 марта 1918 года на набережной Сены на северо-востоке Парижа произошел взрыв. В первые минуты после взрыва установить его причину не смогли, было совершенно не ясно, что и почему взорвалось. Приблизительно через 20 минут аналогичный взрыв произошел на бульваре Страсбург. Этот взрыв привел к первым жертвам среди парижан, однако и его причина была неясна.

Парижане на месте одного из взрывов. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/
Парижане на месте одного из взрывов. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/

Вскоре на месте второго взрыва обнаружили металлические осколки от боеприпаса, но был не ясен его тип. В это время на улице Шато-Ландон взрывом частично разрушило жилое здание. Затем взрыв прогремел на улице Чарльз-Чинк и он вновь привел к жертвам среди парижан.

При детальном осмотре мест взрывов было установлено наличие металлических осколков. Как следствие появилась версия об авиационном налете, однако в этот день над Парижем не было зафиксировано ни одного вражеского самолета.

Но на этом взрывы не прекратились. После восьмого взрыва удалось собрать достаточное количество осколков и установить калибр боеприпаса – 210-мм. Но оставались главные вопросы: из чего и откуда велся огонь. Благодаря карте взрывов и углам попаданий снарядов выяснилось, что орудие находится к северо-востоку от Парижа. В этом направлении реально проходила линия фронта и городок Крепи, занятый кайзеровкими войсками мог быть местом расположения пушки. Вот только была одна малюсенькая проблема – от Крепи до Парижа было 120 км.

В связи с этим версия огня с фронта была отвергнута, а французские власти стали искать небольшое мобильное орудие в ближних пригородах Парижа. Но поиски успехом не увенчались, а снаряды продолжали падать на город.

В Страстную пятницу, 29 марта 1918 года, снаряд попал в церковь Сен-Жерве на Иль-де-Франс, прямо в центре города. Взрыв в переполненном храме унес жизни 82 человека и еще 68 получили ранения.

В результате, все же вскоре удалось выяснить, что снаряды и правда прилетали в Париж из-за линии фронта, преодолевая 120 км. Но как?

Ответ на этот вопрос надо искать в 1914 году. К осени 1914 г. немецкие войска оккупировали Бельгию и вышли на побережье Северного моря. Верховное немецкое командование решило, что желательно бы наносить артиллерийские удары по британскому порту Дувр, ну а задачу эту возложили на военно-морской флот. Но у флота орудий с такой дальностью стрельбы не было, так же как и не было их в мире в принципе. Новое орудие было решено заказать фирме Круппа, как основному производителю артиллерии для германской армии. Фирма Круппа взялась за задание и его в итоге выполнила.

Орудие в цеху завода. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/
Орудие в цеху завода. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/

К июлю 1917 года был собрана весьма странная как визуально, так и технически конструкция. В 17 метровый ствол морского орудия калибром 380-мм был вставлен 21 метровый орудийный ствол калибром 210-мм, а уже к нему дополнительно крепился 6-ти метровый ствол-удлинитель. В итоге получилось 210-мм орудие с длинной ствола 137 калибров. Ствол был настолько длинным, что для его поддержки была сделана система поддержки из тросов.

К осени 1917 года орудие успешно прошло испытания и было готово к применению. Однако еще в ходе разработки был обнаружен целый ряд проблем, с которыми придется столкнуться при боевых стрельбах.

Проблемы были крайне разнообразными и при этом очень специфичными.

Чтобы добиться необычно-высокой дальнобойности, было необходимо отправлять снаряд в стратосферу на высоту около 40 км от земли. Начальная скорость снаряда в стволе при этом достигала 1600 м/с, а масса заряда равнялась примерно 200 кг. После каждого выстрела калибр орудия увеличивался из-за износа ствола и каждый следующий снаряд был больше предыдущего. Снаряды изготавливались специальной серией и могли выстреливаться только в определенном порядке.

После выстрела ствол орудия несколько минут вибрировал.

Из-за огромной дальности была крайне низкой точность, и стрелять надо было по площадям. Для того, чтобы попасть в Париж приходилось учитывать кривизну земной поверхности и даже скорость вращения Земли, так как снаряд летел около 3 минут.

Интервал между выстрелами составлял около 20 минут, которые требовались, чтобы измерить износ ствола и просчитать новую траекторию для снаряда большего калибра.

Для обстрела Дувра орудие решили не использовать, но артиллерийскую команду все же составили из морских артиллеристов. Командовал расчетом офицер в чине адмирала.

Испытательные стрельбы. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/
Испытательные стрельбы. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/

К весне 1918 года было изготовлено три орудийных ствола, и было принято решение использовать пушку в ходе наступления на Сенне. Немецкое командование шло ва-банк, понимая, что это будет последний год войны. Цена орудия и стоимость боекомплекта в расчет не принимались, была надежда, что удары по столице Франции приведут к панике и деморализуют население и войска.

Орудие размещалось за линией фронта в лесном массиве. Рядом располагались обычные батареи, огонь которых должен был скрыть звук выстрела суперпушки. Но первые практические стрельбы показали еще более низкую живучесть ствола, чем предполагалось. После 60 выстрелов ствол требовал замены на новый. При этом старый ствол отправляли на завод и растачивали до калибра 232-мм, после чего его вновь использовали.

Французы пытались уничтожить орудие в районе Крепи, но неудачно. После переноса позиции в район города Буа-де-Корби точность огня орудия возросла из-за уменьшения дистанции, но и французы с удвоенной энергией стали вести охоту за суперпушкой. В результате в прислуге орудия начались потери, а нормальное обслуживание было затруднено. Кроме того, в стволе орудия произошел взрыв снаряда. По всей видимости к взрыву привела ошибка в расчете износа ствола и применение снаряда большего калибра, чем мог пропустить ствол.

Транспортная тележка со снарядом. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/
Транспортная тележка со снарядом. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/

В результате орудие переместили третий раз в район города Бомонт. На этой позиции впервые применили расточенный до 232-мм ствол, который показывал неплохие результаты. Однако паника, которой хотело добиться немецкое командование, так и не охватила парижан. Население огромного города очень быстро привыкло к тому, что снаряды падают не точно, заряд снаряда крайне мал и в жизни парижанину должно очень не повезти, чтобы он оказаться в числе жертв.

К началу июля орудие снова переместили, теперь в район города Буа-де-Брюер. Обстрелы Парижа продолжились, хотя и не имели уже никакого значения. К этому времени было изготовлено три орудия, но использовалось обычно только одно.

Погрузка орудия на железнодорожную платформу. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/
Погрузка орудия на железнодорожную платформу. Фото с сайта https://weltkrieg2.de/

Тем временем ситуация на фронте изменилась в пользу союзников, и в начале августа немецкие войска стали отступать со своих позиций. Орудия были эвакуированы и потеряли возможность вести огонь по Парижу. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Скорее всего они были утилизированы, во избежание попадания в руки союзников, но вся техническая документация была сохранена и как предполагают специалисты, в дальнейшем использовалась немецкими инженерами при создание орудий для вермахта во Второй мировой войне.

В историю эта суперпушка в итоге вошла под названием "Парижская Пушка", но она так же известна как "Колоссаль" или "Труба Кайзера Вильгельма".

Разведки Англии, Франции и США приложили массу усилий, чтобы заполучить эти данные, но особых успехов не добились. Достоверно известно лишь то, что в 1930 г. два инженера фирмы Круппа были осуждены за передачу части секретных сведений по орудиям иностранным разведкам.

Было интересно? пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, а я пока сяду за следующий материал.

Другие статьи автора на тему артиллерии, которые могут быть Вам интересны:

1. Оборона форта Лонкин, породившая миф о могучей "Большой Берте"

2. Итальянский "артиллерийский конь" Первой мировой войны.

3. Как немцы зенитную батарею строили.