Найти тему
Катя о кино

Рецензия на фильм « Я не Пань Цзиньлянь» / «Я не мадам Бовари».

Мини-рецензия на фильм «Я не ПаньЦзиньлянь», реж. Фэн Сяоган.

План обустройства «светлого будущего» Ли Сюэлянь, главной героини фильма «Я не Пань Цзиньлянь», рушится, когда муж, что до предумышленно-обоюдного развода с целью «наживы» был частью его инициативной группы, женится на сторонней женщине, которая к тому же беременна. Сюэлянь отправляется на поиски правды в надежде вернуть почву под ноги.

В помощь драматургическому базису сценариста и автора сатирического романа-исходника Лю Чженьюня режиссер Фэн Сяоган внедряет в повествование работу с тремя рамками кадра: кругом, квадратом и соотношением сторон 21:9.

Рамкой круга зачинается путь объективизации субъективного Ли Сюэлянь. Круг – фигура гармонии и совершенства – противопоставляется квадрату: прямоте, порядку и единообразию. Несмотря на то, что в китайской традиции принято условное обозначение «круг – небо – мужчина», «квадрат - земля – женщина», фильм настаивает трактовать значение рамок европейски, наоборот. Ли Сюэлянь вынуждена опираться на анимус, чтобы доказать несостоятельность развода, а квартет из трех представителей власти и мужа Цинь Юхе действует при помощи «крайнего заземления», в противостоянии разрушению устоявшейся системы базируется на аниме.

Героиня едет в Пекин на всекитайское собрание народных представителей с целью заявить о несправедливо расторгнутом браке высшему руководству страны. Рамка кадра через длинный тоннель, который в автобусе пересекает Ли Сюэлянь, превращается в квадрат – вторжение территории «небесной» на территорию «земную». Если брать за основу уже упомянутые фигуры, то вырисовывается круг, вписанный в квадрат, то есть совершенство, подавляемое системой. С другой стороны, и система, расшатываемая изнутри истинной гармонией. 

В визуальной ткани фильма первым вписанным кругом является сцена после ВНПС, в которой представитель округа Гуанчьжоу отдает приказ подчиненному уволить нижестоящих чиновников в связи с оглаской «бунта» героини, - первая «ласточка» покачивания устоев. Вторым примером служит послемолитвенный кадр, где «подзорная труба», в которую зритель следит за мытарствами обманутой женщины, открывает необыкновенного «покроя» окно: круглой формы, но словно потрескавшееся от давления – первая крупная неудача Ли Сюэлянь в обжаловании развода.

Рамка кадра вновь становится круглой – героиня возвращается домой. В «складке» фильма, за титром «Прошло 10 лет» остается еще некоторое количество поездок Ли Сюэлянь в Пекин, а значит, и перемены «круг-квадрат-круг-квадрат..». Целью все так же остается оспаривание развода с Цинь Юхе, а преградой – все та же система.

И вот в десятую поездку чиновники (квадрат) вновь препятствуют героине (круг) добиться результата, но случается то, что не было запланировано: Цинь Юхеумирает.

Муж, что был четвертым опорным углом «системного» квадрата, уходит в мир иной. Цель борьбы Ли Сюэляньперестает существовать. 

Путь героини метафорически воспроизводиться в решении сцены-диалога Мэра и подчиненного о том, что правительство хотело помочь Ли Сюэлянь, но ситуация лишь ухудшалась. Круг, вписанный в квадрат, вписанный в круг, вписанный в квадрат… (Рис.1)

-2

В книге Виктора Либина «Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм», в главе «Треугольник, круг и квадрат как архетипы и культурные знаки», что отчасти базируется на работах психиатра Карла Густава Юнга, на одном из рисунков представлено архетипное изображение мандалы в графическом образе пациента с диагнозом шизофрении. Рисунок, как две капли воды, похож на кадр из исследуемого фильма. (Рис.2)

-3

Один из переводов понятия «шизофрения» - расщепление, расслоение мысли (мышления). Путешествие длиною в 10 лет с периодической сменой кругов квадратами, гармонии – системными запретами предстает тем самым «нарушением единства» - схизисом, главной особенностью заболевания (по Э.Блейеру). 

Но смерть мужа оставила бесконтрольной связь прилегающих сторон фигуры. Обращаясь к рисунку 2, «исчезновение» Цинь Юхе из системы – удаление скрепляющей тоннель одной из четырех прямых, стремящихся к центру (допустим, левая нижняя). 

Теперь героиня, будучи кругами, которые более не сдерживают оковы квадратов, расширяется до «полного экрана», до широкого формата кадра 21:9.

Там, свободно дыша, она может рассказать бывшему «звену системы» истинную причину десятилетней борьбы – желание завести второго ребенка. И если истинная ПаньЦзиньлянь надеялась избавиться от обыденности, то Ли Сюэлянь мечтала ее приобрести.