Найти тему
UWAGA

Что делать с гаджет-зависимостью «цифрового поколения»? И надо ли вообще что-то с этим делать?

Представители «цифрового поколения» проверяют свой смартфон хотя бы 5 раз за час. Причем 7 из 10 совершеннолетних представителей поколения Z делают это каждые 2 минуты.
Так что же они там делают и почему ничего из окружающей их реальности не выдерживает конкуренцию с телефоном?

Дочка накосячила в школе, нахватала двоек и замечаний от учителя, и я на неделю забрала у нее телефон, решив освободить время в ее графике для дополнительных занятий. Да и просто была сердита на нее и считала, что это наказание заслуженно. В свое оправдание скажу, что на себя я тоже сердилась за то, что перестала контролировать выполнение домашних заданий и время, проводимое дочерью в телефоне, ошибочно полагая, что 10 лет - достаточно осознанный возраст для самостоятельного обучения и ответственного отношения к своей занятости. Короче, считала, что мой план почти гениален. Что тут началось! Сначала уговоры, просьбы, обещания. Потом торг, клятвы и, наконец, тяжелая артиллерия – крик и слезы. Я реально перепугалась. Несколько дней я стойко держалась, как-то выигрывая в дискуссиях, но когда эмоции взяли верх, я сдалась. Сторговались на чем-то, уже не помню, я отдала телефон и погрузилась в изучение вопроса гаджет-зависимости. Делюсь с вами информацией, которая осела в моей голове и легла в основу нескольких выводов.

Пока взрослые изучали и восхищались новыми технологиями с каждой новой моделью телефона, они не заметили, как дети и подростки не только освоились в диджитал-мире, но и чрезмерно увлеклись новыми игрушками. Увлеклись настолько, что отказаться от использования телефона стало практически невозможно. Реакция может быть крайне негативной, как в моем случае. Вплоть до депрессии, паники, слез и истерик. Короче, все признаки аддиктивного поведения, как по учебнику.

Давайте разбираться. Начнем с объекта исследования.

Поколение Z, они же «цифровое поколение», они же «центениалы» , они же «зумеры» – это люди, рожденные после 2000 года. Исследователи так и не пришли к единому мнению, с какого года начинать отсчет нового поколения. Границы варьируются от 1999 до 2001 года. Так или иначе, старшим представителям поколения уже исполнилось 18 и внимание исследователей переключается на изучение выросших и подрастающих «цифровых» детей. Настроения в СМИ противоречивы - от панических и параноидальных («Они сотрут нас с лица Земли») , до нейтральных и даже скептических («Поколение Z: почти все, что говорят о нем, — ложь»)

Если обратиться к общественности с просьбой составить портрет поколения, то это будет довольно предсказуемо.

Изображение  https://pixabay.com/
Изображение https://pixabay.com/

Высказывания в адрес молодежи, скорее всего, будут неодобрительными. Типа, - уставились в свои телефоны, целыми днями в соцсетях зависают или видосики глупые смотрят. Ну, с тем, что они мир воспринимают через смартфон, поспорить сложно. Новые технологии давно стали для них повседневными гаджетами. По данным Commscope, 100% центениалов проверяют смартфон хотя бы 5 раз за час. Причем 7 из 10 совершеннолетних представителей поколения Z делают это каждые 2 минуты.

Так что же они там делают и почему ничего из окружающей их реальности не выдерживает конкуренцию с телефоном?

Спросить у самих подростков решили создатели журнала Esquire и выпустили экспериментальный номер, где авторами всех статей стали представители поколения Z.

Мир изменился, подвергся оцифровке. Телефон стал незаменимой частью повседневности. Он во многом упрощает жизнь, делая ее комфортной. Телефон – в первую очередь, удобный инструмент, и что плохого, что он настолько удобен, что люди стали зависимыми от него. Мы же зависим от электричества. Это, на мой взгляд, релевантное сравнение с телефоном. Электричество упрощает жизнь, делая ее комфортнее. Но мы же не переживаем по поводу электрической зависимости, не устраиваем электрический детокс, не отводим детей к психологам, чтобы дети захотели отказаться от электричества и с радостью учиться при свечах и греться от печи.

Да, молодые люди признаются, что зависимы от телефонов. Скорее, от интернета и соцсетей. Телефон же - это просто удобный инструмент. Несколько представителей поколения Z добровольно участвовали в программе цифрового детокса и поделились своими впечатлениями на страницах журнала. Программа детокса была щадящая из существующих. Не нужно было отказываться от использования телефона полностью.

  • Надо было отписаться от пабликов/каналов, которые не читали;
  • не использовать телефон во время еды, дороги, общения с людьми;
  • не брать с собой в туалет и ванную;
  • не носить за собой по квартире из комнаты в комнату;
  • не класть рядом с кроватью;
  • в выходные не пользоваться соцсетями и мессенджерами.

К седьмому дню участники признали, что было непросто, но сократить время вполне реально. Что ощущение, будто упускаешь важное, ошибочно, и постоянная проверка соцсетей – скорее привычка, чем необходимость.

Но самое главное, что при отказе от цифрового взаимодействия должна быть равнозначная замена взаимодействия в реальности. А вовлечение в жизнь оффлайн не настолько сильное, чтобы быстро переключиться.

Но телефон в жизни современного человека появляется уже в детстве. По данным исследования Google и Ipsos на 2017 год, первый смартфон дети получают в 12 лет. И это одно из самых значимых событий в жизни, наравне с окончанием школы и получением диплома. На 2019 год, предполагаю, возраст изменился в меньшую сторону и заветный телефон дети получают раньше.

Почему же детей так привлекает телефон?

Если подростки больше используют телефон для общения в соцсетях, чтения книг и новостей, обучения и покупок, то для детей младшего школьного возраста – это, в первую очередь, игры, соцсети TikTok и Like и видео.

Исследователи считают, что неокрепшая детская психика больше подвержена возникновению интернет- и гаджет-зависимости. Если внимательно посмотреть на принципы игр и соцсетей, можно выявить некоторые факторы, влияющие на возникновение такого поведения. Это:

  • отсутствие ответственности. В большинстве случаев анонимность предоставленной информации. Возможность соединить в виртуальном образе реальные, желаемые и вымышленные качества;
  • возможность исправить любую ошибку путем многочисленных попыток;
  • наличие личного мира, в который нет доступа ни для кого, кроме самого ребенка;
  • возможность принимать самостоятельно любые решения в рамках игры независимо от последствий;
  • полная отстраненность и абстрагирование от окружающего мира и «реалистичность» виртуальных процессов.

Представьте, каким привлекательным выглядит виртуальный мир для ребенка. Полон красок, свободный от обязательств, ответственности и, главное, очень интересный. Найти адекватную замену в реальности нереально. Извините за тавтологию.

И какие советы я могу дать себе, обладая этой информацией? Что я уже сделала?

Проявлять интерес к тому, что делает ребенок в телефоне. Я прямо просила ее рассказать и показать, что такое TikTok, на кого она подписана в YouTube и Instagram. Просила посоветовать мне интересные игры. Я зарегистрировалась в Like и TikTok и отмечаю новые видео дочки.

Следующая цель – мягко взять под контроль время, проводимое ребенком в цифровом пространстве. Устанавливать родительский контроль было бы слишком жестко для нее. Составлять «прайс», сколько времени и за какие заслуги/провинности начисляется или списывается с виртуального счета ребенка время, тоже вариант, но не для моей дочери. Уж слишком долго базовыми принципами ее воспитания считались развитие ответственности и умение самостоятельно принимать решение. Поэтому ограничились внедрением нескольких правил:

  • не пользоваться телефоном во время еды;
  • не включать телефон минимум за час до сна.

Самое сложное - самой соблюдать эти правила.

В планах у меня научиться играть в Minecraft и обосноваться в цифровом мире дочки надолго. Что из этого получится - расскажу в следующих статьях. Пока обучение идет тяжеловато, работаю над мотивацией😉.

Ну, и в завершении, по правилам жанра, надо сделать вывод. Получилось аж два:

1. Мы все в той или иной степени зависимы от телефона, потому, что это удобство. А достаточно трудно убедить себя, что надо сейчас вводить искусственные ограничения, чтобы в будущем, если придется отказаться от использования телефона, не умереть от абстинентного синдрома.

2. Детям проще помочь, попав в их мир. Не навязывать им свои, непонятные им правила и принципы, а постараться понять их интересы и мотивы. И тогда, может, получится немного подкорректировать сценарий изнутри, не с позиции наставника, а с позиции авторитетного друга.

Всем удачи и цифрового комфорта!