Найти тему
AntonDark

Снегурочка

Сложно представить без нее Новый год. Внучка Деда Мороза всегда является на наш зов во время новогоднего праздника. Все дети с нетерпением ждут добрую, светлую и нежную Снегурочку. Но такой ли это положительный персонаж, о котором нам известно? Где кроется история и причины ее появления? Давайте разбираться. Как и многие мифические сказочные персонажи, образ Снегурочки претерпел ряд изменений прежде чем добраться до наших дней. Само имя стало известно лишь в 1869 году когда Александр Николаевич Афанасьев выпустил сборник сказок, где впервые фигурирует данная девочка. Ее слепили бездетные дед и баба. Она жила с ними, чем приносила в дом радость. Но счастье было недолгим. Сама Снегурочка с наступлением лета сделалась печальной, она услаждалась тому, чему не радовались обычные люди. Граду, дождю, тени. Это резко отличало ее от остальных. И вот во время праздника Ивана Купалы приходит тоскливый конец ее жизни. Во время прыжка через костер. Грустный конец объединяет ее с одноимённым персонажем иной сказки уже Островского. Обе Снегурочки в конце умирают, однако истории в корне отличаются. Повествование Островского явно рассчитывалась на более взрослую аудиторию. Там Снегурочка уже не девочка, а девушка пятнадцати лет, дочь Деда Мороза и Весны. Ее жизнь там преподносится как нарушение равновесия природы, что ведет к множеству несчастий. Даже невзирая на то, что сама Снегурочка является положительным персонажем. Смерть ее наступает под лучами солнца бога Ярило. Что в первом случае, что и во втором, кончина Снегурочки преподносятся как неизбежность. Во втором случае даже необходимость. Если глянуть на них обеих и выводить определенные моменты из каждого рассказа, то это ведёт нас совершенно конкретному прототипу. Праздник Ивана Купалы раньше назывался день Купалы и Костромы. Сопровождался сжиганием чучела Костромы подобно Масленицы. Но если Масленицу сжигают в день когда славяне прощаются с зимой и радуются весне, а именно в день весеннего равноденствия. То сжигание чучела Костромы происходило в день летнего солнцестояния. По поверьям славян, в конце весны начале лета. Кострома богиня-покровительница влюбленных. Олицетворение стихии воды как женского начала. Многие исследователи относят образ Снегурочки к той же стихии. Только Кострома преподносится как обычная вода, то Снегурочка замерзшая. Так и получается, что к нам на праздник является не просто два сказочных персонажа, а олицетворение заснеженной земли и замерзшей воды. Однако невзирая на всю магию данных образов, в появлении Снегурочки на празднике нет изначально никакого волшебного подтекста. Все оказалось гораздо проще. Ранее революция 1917 года привела к отмене Нового года, что вернулся к нам только в тридцать пятом году. Снегурочка же на празднике наравне с Дедом Морозом появилась только через два года. И вот почему. Если вспомнить образ нашего могучего строгого и бородатого Деда Мороза, нетрудно догадаться, что дети на торжестве его побаивались. Нужно было чем то смягчить образ такого полюбившегося народу властелина зимы седовласого Деда Мороза. Было приятнее представить Деда Мороза дедушкой, чем отцом. Так Снегурочка стала внучкой, которая и оказалось воплощением доброты, нежности, более близкой к детям. Ведь в любой сказке она предстаёт перед нами исключительно положительным персонажем. Она и стала посредником между Дедом Морозом и детьми. Попытка ее появления в 1937 году увенчалась успехом и никакие подменные образы не прижились.