«Красивый мальчик, хоп-хей
Как жалко, что ты гей,
Как жалко, что ты гей».
Вот реально, что Россия может предложить обществу Саудовской Аравии и ОАЭ?* Как она может формировать свой имидж на уровне общества? Что предложить молодёжи, которая формирует основу стран и их будущее, на которую делают ставку местные правящие круги. На нее же успешно делает ставку Запад.
Россия много стала говорить о развитии отношений с Ближнем Востоком, возлагает множество надежд на регион, истекает слюной на деньги аравийский монархий, особенно КСА и ОАЭ. Но «строительство» отношений понимается очень странно, ретроградно, без учета реалий XXI века, реалий самих объектов вожделения.
Отношения и будущее отношений между странами определяется и гарантируется не количеством оборонных заказов, и даже не торговыми сделками, а тем, как выстраивается и происходит культурный и социальный обмен. И этот культурный обмен должен соответствовать духу времени, запросам общества, в случае упомянутых стран — молодёжи, которая там формирует костяк общества.
Россия надрывается: картины шлет в КСА, устраивает выставки с Кандинским, концерты классической музыки. Для адекватного восприятия классической музыки и высокого искусства нужно иметь высокий культурный уровень или хотя бы какие-то базовые представления, которых у местного массового потребителя элементарно нет и, более того, он в них не нуждается.
Просто: если на улице в Джидде у прохожее спросить, где находится ближайшая картинная галлерея, на вас посмотрят, как на сумасшедшего: большинство просто не в курсе, что такие вообще есть (а они там есть). В теме культурного «движа» только небольшая группа лиц, которым это интересно, преимущественно сами художники и местные деятели искусства. (Многие поэтому и уезжают на Запад, в поисках аудитории, зрителя, почитателей и раскрытия своих талантов). Местные музеи жители по большей части не посещают, туда ходят экспаты и официальные делегации. Местным привычно иное время препровождения. И я не думаю, что в ближайшие лет 10-15 что-то кардинально изменится. Более старшее поколение в КСА тем более с трудом воспринимает искусство, будучи взращенным в жесткой религиозной среде. Молодежи же необходима самая современная современность: новейшее и инновационное. Арабы Аравийского полуострова очень долго сидели в архаике и нынче рвутся в пост-модерн. Классическое искусство – это слишком сложно и слишком не современно. А авангард не все понимают даже в нашем обществе, не говоря уже о тамошнем.
Кронпринц повернул вентиль свободы, слегка приоткрыв шлюз и саудовская молодежь начинает жадно глотать пьянящий воздух, выплескивая энергию и эмоции, постепенно теряя страх осуждения, наказания. Им хочется развлекаться, радоваться жизни, отплясывать на дискотеках, в общем делать все то, чего хочется в возрасте, когда до ревматизма с артритом еще далеко.
Они тащатся от Майкла Джексона, Бьйонс, J Lo, Дэвида Гетта. Прыгают на 150 тысячной дискотеке с лучшими диджеями со всего мира, даже из Южной Кореи (есть ли среди выступающих российские можно не спрашивать, ответ, думаю, очевиден). Они радуются фестивалям компьютерных игр, активным развлечениям. Опера, концерты классической музыки, картинные галереи, выставки в этот список, конечно, не входят. Фольклор им тоже не особо нужен, особенно если без еды – своего предостаточно и своих фольклорных фестивалей. И для того, чтобы интересоваться фольклором другой страны, нужно хотя бы интересоваться этой страной и чем она живет, иметь представление, что в ней есть интересного. Эта страна должна приложить усилия, чтобы ей заинтересовались, должна что-то иметь за душой, помимо углеводородов и богатого прошлого.
ОАЭ – это вообще melting pot, состоящий преимущественно из экспатов, достаточно искушенных и в любом случае ориентированных в культурных и светских предпочтениях на Запад. Местные арабы также очень продвинуты. ОАЭ пресыщены, обожают высокие технологии, инновации. Их трудно удивить. Им нужно самое новое, самое лучшее, самое классное. Тогда как в случае России по-прежнему остается актуален анекдот про самый большой в мире микропроцессор.
А что есть у России? Вот по-настоящему современного, классного и качественного? Мирового уровня? Что Россия может предложить достойного собственной-то молодежи, не говоря уже о зарубежной? Она носится со своим классическим искусством, да, прекрасно, но, простите, это создано прошлым, не настоящим. Его не может оценить большинство тех, кто из XIXго века пустынного розлива шагнули сразу в XXI-й. Аравия живет будущим. Россия живет прошлым.
Что Россия создает в современности? Что творится, что войдет в историю? Не в смысле пушек, боевых лазеров, танков, ракет и прочих орудий смерти, а для жизни, души, искусства и будущих поколений?
Что Россия может предложить в технологическом смысле? Что-что, а странной инновационного развития Россия точно не является. Высоких технологий для общественного использования и развлечений у нее нет. Единственное из достойного, что приходит на ум — есть Яндекс, который некоторыми продуктами очень крут, они бы реально очень здорово зашли на Ближнем Востоке, само название к этому располагает, но ребята иногда совершают странные убыточные телодвижения (открытия Яндекс Такси в Израиле), не понимают, по-моему, до конца, чего они хотят, и совершенно точно слушают не тех маркетологов (только сумасшедший может предложить Египет в качестве потенциальной отправной точки для начала каких-то проектов на арабском рынке, ну и Я.Такси в Израиле туда же).
А что Россия может предложить в современно-культурном плане, высокого уровня? Наша эстрада – дно, и частенько даже его пробивают (эпиграф, к примеру). Великий и могучий уже не тот и пользоваться им не умеют. Ладно, западные песни далеко не всегда с глубокими мыслями, но качество музыки, голосов, работы исполнителей компенсирует тексты… А что в России?
Есть ли искусство (не классическое, нечто помимо балета и оперы)? У России даже нет адекватного самопиара и хоть какого бы то ни было адекватного продвижения себя, исходя из того немногого, что есть. В принципе.
Вплоть до такого абсурда, как российское посольство в ОАЭ с Россотрудничеством устраивают для местных детей сказку-постановку по мотивам «Тысячи и одной ночи». И здесь ползут на лоб брови: русских сказок у нас нет, да? Совсем? Россотрудничество занимается популяризацией чего? То есть Россия как бы на официальном уровне заявляет, что ей нечего показать своего, ибо своего у нее ничего нет.
Из положительного, пожалуй, только то, что хотя бы осторожно потянулись в Аравию отечественные архитектурные бюро. Это прекрасно. Но это, во-первых, мизер. Во-вторых, не играет почти никакой роли в построении социальных мостов.
Россия может сколько угодно истекать слюной по Саудовской Аравии и ОАЭ, грезить о дружбе, но когда нечего предложить и не умеешь себя подать (продать) – нечего лезть в бедуинский тент.
*(Почему о КСА и ОАЭ речь в этом эссе? Россия может очень многое предложить странам Африки, включая Северную, Леванту, Ираку, где крайне слабые и бедные экономики, люди озабочены более фундаментальными проблемами и вопросами выживания, чем их аравийские собратья. В этих странах Россия конкурентоспособна технологически: потому что предлагает более дешевое решение тех или иных насущных проблем. И здесь уже не важна так PR работа: достаточно установить водоочистительную систему, чтобы стать героем для многих страждущих, грубо говоря. Но все же интересуют Россию именно аравийские монархии, в кулуарах мечтают о дружбе. Потому что там деньги. Но что предложить? А предложить нечего. А что есть, и то толком подать не умеют).