Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Максим Щиколодков: “Продукт должен решать конкретную проблему или закрывать потребность”

Максим Щиколодков, legal engineer юридической фирмы Томашевская и партнеры, основатель чат-бота для возврата налогов Вычет.ai, соорганизатор комьюнити Moscow Legal Hackers в интервью подкасту ЛИГАЛТЭКШН рассказал о том какие юридические процессы планирует автоматизировать и что он для этого использует, как использовать лид-магнит для привлечения клиентов и где зарабатывают больше: в юридическом отделе крупнейшего телекома или в legaltech стартапе.

Ведущие и создатели подкаста:

  • Валентин Пивоваров, legaltech предприниматель, автор Telegram-канала LEGALTECH
  • Полина Медведева, маркетолог в legaltech стартапе, автор Telegram-канала Digital Sapiens. 

Полина Медведева: Максим, расскажи кто ты и чем занимаешься?

Максим Щиколодков: Я юридический инженер, занимаюсь legal tech, создаю юридические продукты разных форматов, которые закрывают определенные потребности либо клиентов либо юристов. До того как я начал заниматься юридическими инновациями, я изучал право интеллектуальной собственности, закончил по этой специальности магистратуру. За моими плечами несколько юридических бизнесов. Также помимо юриспруденции я еще занимался дизайном, созданием разных диджитал-проектов. У меня был сервис, который конвертирует любой сайт в формат Instagram-сториc. Я был операционным директором диджитал агентства и сейчас я юридический инженер в юридической компании Томашевская и партнеры. 

С чего я начинал? Когда я работал по найму, мне всегда хотелось чего-то большего. Когда начался хайп криптовалют, я понял, что это золотая жила для юристов и предпринимателей. Потому что все хотели организовать ICO проект, собрать инвестиции или быстро заработать на крипте и  жить счастливо. Но законодательное регулирование еще не было проработано и к юристам часто поступали запросы на тему того, как регулировать криптовалюту, что с ней делать, можно ли ее принимать в качестве платежа и так далее. 

Когда я начал сопровождать криптовалютные проекты и  регистрировать интеллектуальную собственность я заметил, что в юриспруденции много рутины. Часть работы - это последовательные алгоритмы: создать документ, найти для него формулировки, которые зависели от ответов клиентов. Зачем это делать юристу если это можно автоматизировать и сделать конструктор документов? 

То же самое с анализом сайтов. К нам обращались клиенты, которым было необходимо сделать политику конфиденциальности на сайт чтобы соответствовать закону о персональных данных России и GDPR. Подпадает их сайт под регулирование или нет, что нужно разместить помимо Privacy Policy, где это публиковать и так далее. Чтобы автоматизировать подобные консультации, я с командой создал автоматический алгоритм, который проверяет сайт на соответствие законам. Если были найдены  несоответствия - клиент получал уведомление с перечнем необходимых документов и планом действий. После этого - клиент мог обратиться за документами к нам либо сделать их самостоятельно через наш конструктор. Вот так родился сервис Legal Box. 

Мы начали именно с решения конкретной проблемы. Сначала мы оказывали консалтинговые услуги, то есть нам звонили клиенты, мы вручную проверяли их сайт, затем - мы автоматизировали этот процесс, обучили нейросеть на выборке сайтов нарушителей и сайтов которые соответствовали закону. В результате ее точность достигала 90 процентов. 

Валентин Пивоваров: Конкретно у вас в России я так понимаю был принят закон Роскомнадзора и вы зашли с проектом в очень удачное время, когда компаниям могли выписывать очень большие штрафы за нарушения в предоставлении такой информации. 

М.Щ.: Да, первого июля 2017 года у нас приняли поправки к Федеральному закону №152 о персональных данных, которые значительно увеличили штрафы за несоблюдение закона. Если раньше это было 5-10 тысяч рублей, то сейчас 1 штраф составляет 300 тысяч рублей за одну компанию. Это около 5 тысяч долларов. А если у вас холдинг - то риски очень большие. 

В.П.: Правильно ли я понимаю, что всю эту историю при грамотном подходе можно масштабировать в том числе и на Европу, где законодательно можно проверять соответствует ли сайт GDPR? 

М.Щ.: Да, именно этим мои коллеги сейчас и занимаются. Я в прошлом году сделал экзит из Legal Box. Сейчас мои бывшие партнеры его активно улучшают. Первая цель, которая перед ними стоит - это ЕС и GDPR. У Legal Box есть движок, который позволяет масштабировать его практически на любые юрисдикции. Это касается и самой нейросети и конструктора документов. 

П.М.: Как ты считаешь, что должно быть в стартапе/компании для того, чтобы начать процесс масштабирования? 

М.Щ.: Во-первых, продукт должен решать определенные задачи и закрывать потребность. Если мы разработали legal tech продукт, который нацелен только на автоматизацию, интересен далеко не всем и не решает реальную проблему, то ни о каком масштабировании речь не может идти. Это будет максимум привлечение инвестиций, прожигание денег на burn rate и больше ничего. Но если продукт действительно хороший и качественный, то здесь цикл типичный для любого стартапа. Это MVP и стадия 3F (Friends, Fools, Family - привлечение инвестиций от ближайшего окружения). 

В.П.: Макс, мы познакомились с тобой еще в 2015 году. Ты тогда работал в МТС. Как ты от юриста в большой компании пришел к инновациям? И почему? 

М.Щ.: Большая компания - это круто, стабильно, есть шанс на успешную карьерную лестницу. Но у меня было очень много предпринимательской энергии, творческого потенциала, который я не мог реализовать в полной мере в работе по найму. Первое, что я сделал когда пришел в МТС - автоматизировал процесс закупок. Потому что я работал юристом в отделе закупок и видел, что у закупки есть регламентированный процесс и точки, которые поддаются автоматизации. Я разумеется это продвигал, но к сожалению видел, что мои коллеги не осознавали, что очень скоро придет диджитал трансформация. Уже сейчас начинается 4-я промышленная революция и юристам надо адаптироваться. Поэтому я не нашел большой поддержки среди моих коллег в автоматизации и открыл свою компанию - первый юридический онлайн-консалтинг в моей жизни - Legal Hub. Мы занимались сопровождением криптовалютных и IT-проектов.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»