В советские времена всего хватало - и плохого, и хорошего. В том числе, и в области культуры. По истечении лет многое видится лучше, яснее. Надо признать, что советское руководство развитию национальной культуры придавало немалое значение. Во всяком случае, в СССР умели поддержать и оценить настоящие большие таланты.
Яркий тому пример - литовский актер Народный артист СССР Донатас Банионис. Человек удивительной судьбы, артист величайшего таланта, заслуживший при жизни и любовь публики, и официальное признание властей.
Не получивший поначалу никакого актерского образования, имея за плечами лишь опыт самодеятельного театрального творчества, он поступил на службу в Паневежский драматический театр. Не так давно с удивлением узнала, что Банионис учился в Государственной консерватории Литвы, когда ему было уже под шестьдесят. Полагаю, что было это некой формальностью, поскольку незадолго до этого Донатас Банионис был назначен художественным руководителем Паневежского театра и по должности обязан был иметь диплом о профессиональном образовании. Абсолютная формальность - этого артиста, одаренного грандиозным талантом, нечему было научить. Он сам мог бы стать объектом для изучения, исследования природы такого уникального дарования.
Фактически всю свою жизнь он выходил на сцену одного театра; он сыграл и в постановках русской классики, и в спектаклях по пьесам зарубежных драматургов, и в современных пьесах. До конца дней он был предан родному театру маленького районного городка с населением менее ста тысяч человек. Как случилось, что артист провинциального театра обрел всесоюзную известность и признание? Исключительно благодаря своему редкому дару.
Безусловно, кинематограф сыграл огромную роль в творческой судьбе Баниониса. Впервые он снялся в кино будучи зрелым актером - ему было 35 лет. И уже через пять лет выйдет картина, которая принесет всесоюзную известность как исполнителю главной роли Донатасу Банионису, так и режиссеру Витаутасу Жалакявичусу - фильм "Никто не хотел умирать". Картина о тяжелых послевоенных годах, когда в Прибалтике бесчинствовали "лесные братья". Талант 40-летнего актера был по достоинству оценен, и следующей значительной работой Баниониса в кино стала картина "Мертвый сезон", в которой Банионис сыграл советского разведчика. Сюжет фильма был основан на подлинных фактах.
В 1972 году на экраны выйдет выдающаяся работа Андрея Тарковского - фильм "Солярис", где у Баниониса центральная роль. Фильм удивительный, ни на что не похожий, он получил международное признание - гран-при Каннского кинофестиваля. Фильм из тех картин, которые имеет смысл пересматривать в течение жизни, там есть о чем подумать. Помимо Баниониса в картине замечательно сыграла 22-летняя Наталья Бондарчук.
Как и всем гениальным актерам, Банионису было под силу воплотить любой образ. Он мог сыграть всё. Кто не помнит его "Клетчатого" из совершенно замечательной телевизионной ленты "Приключения принца Флоризеля" - чрезвычайно яркий, остроумный и талантливо сделанный фильм. Снятый в 1979 году, он и сегодня выглядит современно и пересматривается с интересом благодаря, в том числе, и великолепному актерскому ансамблю: Олег Даль, Любовь Полищук, Елена Соловей, Борис Новиков... Банионису удалось создать образ абсолютного злодея и беспощадного убийцы, обладающего незаурядным интеллектом и умом.
Донатас Банионис прожил долгую жизнь, пережил, к несчастью, и одного из сыновей, и супругу. После его ухода появилась информация о том, что Банионис, якобы, был агентом КГБ и даже приводится его псевдоним. Однако, факт этот не является доказанным и подвергается сомнениям самим Литовским Центром исследования геноцида, который первым и обнародовал информацию.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.