КАРИБСКИЙ КРИЗИС
27 октября 1962 года считается днем, когда мир ближе всего подошел к порогу глобальной ядерной войны. Эта дата связана с периодом Карибского кризиса. Тогда разведывательный самолет U-2 ВВС Соединенных Штатов Америки был сбит зенитной ракетой над территорией Кубы. Пилот самолета Рудольф Андерсон при этом погиб. С той поры 27 октября 1962 года принято считать «Черной субботой».
27 октября 1962 года благополучно был преодолен Карибский кризис. Все закончилось, когда Никита Сергеевич Хрущев пообещал демонтировать на Кубе ядерные ракеты Советского союза и вывести их на родину в СССР. В тот день мир впервые за последнее время вздохнул облегченно. Ведь угроза ядерной войны была близка как никогда.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛЕНТА
9 ноября 1979 года в бункер Национального центра управления Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки поступило сообщение, которое гласило о том, что Советский Союз открыл ядерную атаку в сторону Соединенных Штатов. Незамедлительно на пусковые установки МБР «Минитмэн» была дана команда подготовки к ответному запуску. Кроме того, в небо поднялись более 10 перехватчиков. Несколько минут потребовалось американцам, чтобы после поступления сигнала проверить принятые данные. Как выяснилось, никаких признаков ракетного нападения нет. Виноватой в том, что в мире чуть не началась настоящая ядерная война, оказалась компьютерная лента. Она предназначалась для учебной практики действий при ракетном нападении. В компьютер, находящийся на боевом дежурстве лента оказалась загружена случайно.
СПУТНИКОВЫЕ ДАТЧИКИ
26 сентября 1983 года в командном пункте Серпухов-15 дежурил подполковник Станислав Петров. В это время мир был охвачен холодной войной. Наша страна только-только взяла на вооружение космическую систему раннего предупреждения, которая могла в случае ракетного нападения тут же поставить в известность руководство Союза. И вот 26 сентября компьютер сообщил подполковнику Петрову о запущенных из Америки ракетах. Однако военный не стал полностью полагаться на бездушную машину и решил сам проанализировать ситуацию, отображаемую компьютером, после чего Петров пришел к выводу, что система ошиблась. И он оказался прав. Тем самым холодная голова и склонность к рассуждению одного человека помогли предотвратить мировую ядерную войну. Расследование проведенное после этой истории показало, что причиной ошибки системы стала засветка солнечным светом спутниковых датчиков.
Станислав Петров отменил ядерную войну. Ядерная война и Станислав Петров. Четверть века назад советские спутники засекли сигнал о старте американских ракет. Решение нужно было принимать немедленно. «Это не атака», — доложил командованию оперативный дежурный. Станислав Петров не поверил технике и тем самым предотвратил страшную катастрофу. Долгие годы эта история была засекречена, и лишь совсем недавно подполковник космических войск получил награду от организации граждан мира.
МИКРОСХЕМА
3 июня 1989 года Америка получила сигнал, предупреждающий о ракетном нападении. Пусковые установки МБР «Минитмэн» оперативно были приведены в боевую готовность, а военные заняли свои места внутри бомбардировщиков. США бы уже приступили к активным военным действиям, если бы только не одно «но». Компьютеры постоянно меняли свои показания. Количество возможно запущенных в сторону Америки ракет, согласно данным машин, постоянно менялось. Причем как в большую сторону, так и в меньшую. Не совпадали с компьютерными данными и цифры, присланные из других командных пунктов. В итоге пришлось экстренно собирать совещание и проверять исходные данные со спутников. Ни одного подтверждения ракетного нападения не было обнаружено. Оказалось, что в американских компьютерах произошел сбой одной из микросхем, из-за чего машина и выдавала постоянно разные данные.
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
Рано утром 25 января 1995 года норвежские учёные при поддержке американцев произвели запуск самой крупной до сих пор метеорологической ракеты с острова Аннёя у побережья Норвегии. Ракета, предназначенная для изучения северного сияния, в конструкции которой использовалась первая ступень от американской тактической ракеты «Онест Джон», поднялась на высоту более 580 км. При наблюдении российским радаром СПРН траектория этого полёта оказалась сходной с траекторией американской ракеты «Трайдент» Д-5, запущенной с борта подводной лодки. Такая ракета могла использоваться для высотного ядерного взрыва, что временно вывело бы из строя российские радары системы предупреждения о ракетном нападении. Такой высотный взрыв рассматривался как один из вариантов начала массированной ядерной атаки американцев.
Запуск норвежской ракеты поставил мир перед угрозой обмена ядерными ударами между Россией и США. На следующий день президент Борис Ельцин заявил, что он впервые задействовал свой «ядерный чемоданчик» для экстренной связи со своими военными советниками и обсуждения ситуации.
Тем не менее в середине 1990-х годов космический эшелон СПРН функционировал практически в полном объёме и позволял надёжно обеспечивать обнаружение запусков МБР.
Вместе с тем, по воспоминаниям Виктора Баранца, «сюрпризом» пуск норвежской ракеты был только для президента России. Соответствующее предупреждение (телеграмма № 1348) из Осло пришло в Генеральный штаб за три недели до инцидента. Это подтвердил и Начальник Генштаба Михаил Колесников.