Мало, кто в лихих 90-х остался в стороне от колоссального рэп-движения, которое прокатилось по нескольким поколениям и наряду с рок-музыкой стало символом эпохи. То, что сейчас называется рэп-музыкой и близко не похоже на то, что слушали в аудиомагнитофонах на девять раз переписанной кассете.
О том, что произошло мы говорим с Альбертом Красновым (в рэп-культуре известен как Al Solo), рэп-артистом, участником группы «Bad Balance», саундпродюсером, генеральным директором рэп-лейбла «100PRO».
- Альберт, что произошло с рэп-музыкой в России? В 90-х годах это была музыка маргиналов, ставивши себя вне политики, вне общепринятого образа жизни. В конце "нулевых" рэп обновился до песен о любви, покрытых лоском роскошной жизни. Какие причины этому способствовали?
- Основаная причина в том, что в 90-х годах рэп был частью хип-хоп культуры. А хип-хоп - это уличная культура. Поэтому там были общественные вызовы, антиполитика.
Сейчас, благодаря интернету, рэп отделился от хип-хопа. Хип-хоп остался там же - на улице. А вот рэп, хоть и частично остался на улице, но в большей мере ушел в интернет.
В 90-х интернета было мало и люди тусовали на улице, узнавали улицу, в том числе и через уличные драки битвы, там было место и хип-хоп баттлам. Сейчас всё это в интернете. Стало всё безнаказанным. Ты можешь говорить всё что хочешь.
Рэп стал частью попсовой музыки. В 90-х он был альтернативой попсе, а сегодня стал поп-музыкой. А у неё законы простые. Она должна быть танцевальной. Тексты о любви. И чем меньше рэпа, чем больше поют - тем лучше.
Раньше рэп был посланием под речитатив. Поэтому имели значение твои мысли, твоя подача, оригинальность исполнения, узнаваемость стиля. А биток оставался фоном. Он просто качал, под него хорошо было в машине ехать и качать головой. Не для танцев он был, а сегодня всё стало развлекательной историей. Ритм ускорился до 140 ударов в минуту. Мастерство и тексты стали не главным. Представители новой школы говорят, что сейчас важен бит, вайб, всё остальное - не главное.
- Коммерциализировались?
- Когда рэп стал массовой музыкой, туда пришли люди с деньгами и он стал бизнесом. Деньги стали вкладывать во всевозможных артистов, необязательно в супер мастеров, часто в неких середнячков, а то и откровенно плохих рэперов, которым было плевать на хип-хоп и на все остальное.
Может и не плевать, но за деньги прогибались, чтобы стать богатыми и популярными. Сидя в андерграунде, делая искусство, редко можно заработать серьезные деньги.
- Что сегодня происходит в рэп-культуре вообще? Осталось ли место самородкам с собственными текстами, музыкой или же время исключительно для продюсерских проектов с тщательно подобранными под целевую аудиторию исполнителями?
-Как и в любой другой субкультуре в хип-хопе есть исполнители, так называемые "трушные" (от англ.true - истинные). Я считаю, что прежде всего в рэпе нужно делать, то что нравится. Если рассматриваешь свою музыку как способ заработать деньги, то рэп - это не тот жанр. Надо тогд делать попсу. Поэтому сегодня популярны все эти автотюны (программы для обработки вокала), - хорошее подспорье для тех, кто не умеет петь. Звучит электроненько, стильненько. Продали за моду. Ну и хорошо.
Мне часто присылают свои демки ребята - встречаются настоящие самородки. Хороший рэп делают. На наш фестиваль многие присылают свои записи со всей русскоязычной территории. Мы на "RAP MUSIC" их часто показываем. Но мы видим, что меньше стало сейчас групп, в бригады стали реже люди собираться. Опять же, это влияние интернета - мы все становимся одиночками. Все сидим в социальных сетях, где тысячи друзей, а реальных-то и вовсе нет.
Недавно присылают мне очередную танцевалочку. Распев о любви. Сами же и спрашивают: "Ну как тебе?" Я отвечаю: "А вам самим, ребята, нравится, что вы делаете?".
Понятно, что они слышат то, что сейчас популярно, что звучит на радио, пытаются под моду поменять свой рэп, залезть в конъюнктуру. Творчество отодвигается на второй план, стараются заработать быструю славу и деньги.
Копировать - это не путь к серьезным достижениям. Может и попадут они на радио, месяц-два погоняют их трек, получат пару поклонников. Но такие песни сменяют друг друга очень быстро. Те, которые звучали два месяца назад, уже никто и не вспомнит. На смену приходят десятки, сотни таких же копий.
- И это тоже рэп?
- Сейчас это тоже называется рэп-музыкой. Всё то, что мы раньше называли попсой. Мы считали, что если в рэпе кто-то поет, даже в припеве, то это уже попса. А сейчас с ног на голову всё встало.
- Кого можно считать сегодня лицом русского рэпа? Например Басту, ребят из Касты, тот же Bad Balance?
- Лицо у русского рэпа каждые 2-3 года меняется, появляется новый герой. Все перечисленные в свое время были такими героями. Новые лица появляются, но их сложно назвать олицетворением русского рэпа.
Я, честно говоря, и не знаю кто герой сегодняшнего русского рэпа. Все эти новошкольные артисты, которые друг друга сменяют...
Всегда рэп делился, были и андеграунд, и гангста-рэп, клубный рэп, южный рэп. Если сейчас больше популярен клубный, то нельзя забывать, что и в андеграунде есть свои герои и своя жизнь. Наверное, я не буду называть никого современным героем.
А можно ли перечисленных Вами по-прежнему называть рэперами? Почему же нет, если они все столько лет продолжают деятельность в своем жанре. Да, кто-то уходит в попсу, кто-то верным себе остается.
-Какую роль занимает мат в рэпе? Можно ли обойтись без него? Вы лично зачем его в свои тексты добавляете?
- Мат в свои тексты я почти не добавляю, я и в жизни пользуюсь им достаточно редко, а в творчестве тем более. Чем мы старше становимся, тем ответственнее подходим к своему рэпу. Нас слышат и дети, в том числе и наши дети, мы подаем плохой пример.
Сегодня, конечно, меня шокирует, как школьники между собой разговаривают на матах, в том числе девчонки не стесняются в выражениях. Но я вспоминаю себя в школьные годы - тоже все матом говорили, просто кто больше, а кто меньше, у кого на сколько воспитания хватало.
Мат - это часть эмоциональной русской речи. Надо не забывать, что рэп - часть хип-хопа, уличной культуры, где ненормативная лексика популярна. Конечно, чем мата меньше, тем лучше. Если у тебя в семье родители в детстве разговаривали культурно, то и ты будешь меньше материться, а если с ранних лет от близких людей слышал мат, то это твое и будет. Рэп не отделяем от жизни, но стараемся без мата.
***
Благодарим Альберта за интервью! Всё же интересно, как музыкальный стиль меняется на наших глазах. В будущем музыка изменится ещё сильнее, а для настоящих олдскулов рекомендуем наш материал про Элвиса Пресли. Ведь когда-то и он был на гребне моды, но давно уже стал классикой.