Если взглянуть на топы мировых ВУЗов, составленный ежегодным исследовательским рейтингом World University Rankings, то сразу бросается в глаза, то что, начиная со третьей строчки и далее, располагаются исключительно американские высшие учебные заведения: Стэнфорд, Гарвард, Йель, Калифорнийский университет и т.д. Кроме того, существует ещё один любопытный рейтинг, оценивающий уже не конкретные университеты, а эффективность системы образования в целом. США занимает в нём первую позицию с индексом 100, тогда как та же Россия находится на 32 месте с индексом 49,9. Можно оспорить объективность подхода, с помощью которого высчитываются всевозможные рейтинги, однако неизменно то, что в любом из них США оказывается на вершине.
Это говорит нам по крайней мере о том, что американское образование считается в мире одним из эталонных, престижных и, следовательно, качественных. Подобных успехов американцы достигли путём долгого планомерного, и что главное, естественного развития, которое отсчитывает своё начало с XVII века.
Первыми учебными заведениями в Америке были религиозные колледжи, возглавляемые протестантами, бежавшими от преследований из Европы в Новый Свет. Конечно, образцом для их создания были университеты Великобритании – Оксфорд и Кембридж, но, при этом, с самого начала, американские школы выделялись своей свободой и прагматичностью в обучении. В Гарвард, Йель и другие колледжи принимали без каких-либо сословных ограничений, внутри же обучали, несмотря на религиозный уклон, практическим навыкам, на которые был спрос. Основу существования колледжей составляли частные пожертвования, что делало их независимыми от государственных инвестиций. Образование являлось элитарным и было признаком привилегированных представителей колониального общества, и эта тенденция сохранялась до середины XX века.
Нужды промышленной революции требовали изменения системы образования. Школа стала не привилегией, а необходимостью для функционирования нового индустриального общества. Поэтому в XIX веке американские предприниматели инициировали бум открытия новых исследовательских университетов. Так появился Стэнфордский университет и университет Чикаго, основанный нефтяным магнатом Рокфеллером. Только в этот период своё влияние на образование стало оказывать государство. Это выразилось в создании системы двухгодичных колледжей, а также в появлении государственных университетов, как, например, Массачусетский технологический институт.
Таким образом, к началу XX века в США уже сложилась система высшего образования, похожая на нынешнюю. Очень важно заметить, что в эту систему вкладывались большие деньги, американские бизнесмены быстро приметили насколько важен в развитии «человеческий капитал» и технологии. А уже существующий базис в виде частных университетов не давал государству монополизировать сферу распространения знаний. Ещё одной особенностью была свобода выбора предметов студентами. Эта практика была опробирована в XIX веке, и, конечно же, флагманом преобразований выступил Гарвардский университет. Гарвард уже тогда был образцом университетского устройства для всех учебных заведений США. Здесь внедрялась практика начисления кредитов за пройденный курс.
Что касается школьного образования, то в elementary school и middle school имелись схожие тенденции. Право управлять школами и составлять программы находилось в руках местных органов власти. Поэтому в разных школах были различные предметы и специализация. Общим было одно – пропаганда так называемой «гражданской религии». Это некое сочетание христианских принципов с американским патриотизмом. Школа была главнейшим институтом пропаганды американизма, «Богоизбранной нации», американской исключительности. И таковой она остаётся и по сей день, вплоть до того, что принятый в 1892 году обряд молитвы перед уроками остался в современных американских школах, лишь с тем изменением, что читается он про себя, а не вслух. Более того, сейчас не утихают споры вокруг этого вопроса. Около половины американцев считают, что возвращение в школы религиозного воспитания и молитв просто необходимо, так что, в определённом смысле, попытки ввести уроки религии в российских школах не являются чем-то исключительным.
Ещё одно крупное изменение произошло после Второй Мировой войны. В 1944 году правительство выпустило «Солдатский билль о правах», дававший ветеранам войны право получить финансирование на обучение. Это вызвало приток новых абитуриентов в университеты и колледжи. Данный акт повысил роль государства в образовании, поскольку финансирование новых студентов шло из бюджета штатов и федерации.
Следуя общемировым трендам, во второй половине XX века доступ к образованию в США стал расширяться и для различных меньшинств. В принципе, в этом плане, американцы всегда было очень либеральны: женщины имели право на высшее образование уже в XIX веке, а в 1960-х гг. была попытка ввести квоты на обучение афроамериканцев и латиноамериканцев. Система значительно демократизировалась и стала попадать под всё большее влияние государства. Свои вклад в этот процесс внесло и противостояние с СССР, которое вынуждало Вашингтон тратить ресурсы и технологии на гонку. Начало XXI века встретило США налоговым кризисом, который спровоцировал снижение расходов бюджета на образовательные программы. Тем не менее, эти расходы продолжают составлять около 7% ВВП страны, что превышает даже траты на оборонку.
Оканчивая экскурс в историю, на данный момент можно выделить три базовых столпа, отличающих американское образование и делающего его, вероятно, одним из самых развитых в мире:
- Значительное присутствие на рынке образования частного сектора. 57% ВУЗов – частные, главное для них – престиж учебного заведения, который определяется качеством предоставляемых услуг. Например, Гарвард обладает самым крупным бюджетом (эндаументом) среди всех университетов в мире – около 40 млрд. $.
- Широкая автономия учебных заведений всех рангов, от школ до университетов. Частные заведения управляются советами попечителей, а государственные - схожими комитетами, которые подчиняются не федеральному центру, а штатам. Это даёт им возможность оптимизировать процесс обучения под специфику их аудитории и не зависеть от государственной политики.
- Свобода выбора предметов обучения. Каждый студент может самостоятельно выстраивать свою траекторию образования, вплоть до того, что после отчисления поступить в новый ВУЗ и сохранить набранные баллы. Это возможно благодаря системе кредитов, которые начисляются за пройденные курсы. Чтобы получить степень, или окончить школу нужно набрать определённое количество кредитов. Благодаря этому, люди имеют больше возможностей выбирать то, что им нужно
Но есть и две очень важные проблемы: американское образование очень дорогое. Учебный год обходится студентам в среднем в 25 тыс. $. Зарплаты у американцев значительно выше, чем в России, но даже с учётом этого сумма весьма внушительная. Государство взяло на себя социальную функцию и решает данную проблему несколькими путями. Во-первых, студент имеет право на получение льготного кредита, а во-вторых бюджет может оплатить американской семье недостающее количество денег на учёбу, исходя из индекса Прогнозируемого Вклада Семей (система подсчёта финансовой состоятельности семьи). Государство подобными мерами сделало американскую систему образования одной из самых доступных в мире.
Вторая проблема состоит в том, что школьное образование в США не демонстрирует высоких результатов на выходе. Различные международные олимпиады показывают, что пальма первенства находится у школ Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур). И с этой проблемой бороться намного сложнее, так как одних только средств здесь недостаточно. На это государство отреагировало переводом финансирования в программы подготовки учителей школ, превращая их в высококвалифицированных специалистов, способных справиться с возрастными особенностями учеников и повысить их уровень знаний. Казалось бы, падение в развитии школьников отразится и на падении университетского образования, но тут американцам играет на руку такой фактор как «утечка мозгов» из разных стран, в первую очередь Азии. Учёные-иммигранты постоянно вливают новые силы в потенциал США.
Мы видим, что в США государство не трогает основ, которые позитивно влияют на качество образовательного продукта, а скорее обращает своё внимание на недостающие элементы и изъяны. Поэтому можно сказать, что частное и государственное в Америке вошло в тесный и взаимовыгодный симбиоз, который способен и дальше успешно справляться с вызовами времени. Поэтому американский опыт в нынешней ситуации, когда Россия зависла в переходном состоянии, является крайне ценным для нас.
Автор: Максим Однобоков
Если Вам понравилась статья и вы хотите поддержать нас, то подписывайтесь на нашу группу ВК. Ссылка представлена внизу!