Что же такое мысли, если они могут стать для нас и благословением, и проклятием? Есть ли у них какие-то составляющие? Являются ли они чем-то фактическим, существенным? Или мысли — это просто ничто?
Нам всем хорошо знакомы такие формулировки, как «Мне пришла в голову мысль!», «Эта мысль уже давно преследует меня!», «Эта мысль меня не отпускает!», «Это была передача мыслей!» Подобные высказывания свидетельствуют о том, что мысли могут воздействовать на нас как нечто самостоятельное. Неужели это в самом деле возможно? Неужели мысли могут оказывать влияние?
О да! Представьте, что благодаря какому-то побуждению вам пришла в голову мысль о радостном событии, например о рождении вашего ребёнка или сданном экзамене, к которому вы долго готовились. Такая мысль сразу вызовет в вас радостное волнение. Она может изменить состояние вашей души. Это, несомненно, значимое воздействие!
Или рассмотрим в общем плане произведения, которые мы, люди, создаём. Доклад ли это, музыкальное сочинение или здание — любому из них предшествовали мысли. Всё сформировалось сначала в наших мыслях и лишь затем стало действием.
Вообразите, например, человека, в котором проснулось желание построить дом. В мыслях он представляет себе, где тот должен стоять, сколько в нём должно быть комнат, сколько этажей и т. д. Когда-нибудь он сделает или поручит сделать эскизы. Он будет планировать, просчитывать, изменять и дополнять. Сначала в мыслях, потом на плане, наконец в самой постройке. И вот дом готов. Но началось-то всё с мысли! Мысль стала тем семенем, которое стремится к прорастанию, к реализации.
Мысль стимулирует осуществление! На примере строительства дома видно, что это действие мысли ведёт к рациональному и хорошему делу.
Ну а если у нас возникают чувства ненависти и зависти, мысли об агрессии и насилии? Разве не очевидна разрушительная сила таких мыслей в случае, когда двенадцатилетний ребёнок расстреливает из пистолета своих соучеников? Не слишком ли сильно заняты дети под влиянием фильмов, телевизионных передач или компьютерных игр мыслями о насилии, которые затем побуждают их к действию?
Можно вспомнить о террористическом акте 11 сентября 2001 года или об ужасных событиях, потрясших Лондон летом 2005-го. И этим чудовищным злодеяниям предшествовали определённые мыслительные процессы, и в этих случаях вспоминаются сценарии когда-то показанных фильмов и телепередач.
Действия как наших поступков и слов, так и наших мыслей выходят за собственные пределы и влияют на наше окружение. Следующие рассуждения помогут нам понять это.
Рассмотрим действия человека, например ремесленные навыки столяра, изготавливающего стул. Он пилит, строгает и клеит. В результате возникает предмет, который мы можем увидеть, потрогать и на который можем сесть. Приведём далее пример с лектором, чьё слово тоже является действием, поступком. Слова лектора мы можем слышать, а звучание даже записать на плёнку, но увидеть их или потрогать мы не в состоянии. И всё же такая речь способна вдохновить людей, а значит, осуществить действие. Заметим, что между рукотворным действием и произнесённым словом есть различие, которое, выражаясь проще, можно обозначить как «утончение». Это утончение сопровождается уменьшением возможности телесного восприятия. Но и в том, и в другом случае действие было осуществлено, и при этом возникло нечто!
Если мы проследим всю цепочку действий человека, то, двигаясь от поступка к слову, придём далее к мысли, которая имеет ещё более «утончённую» природу, чем слова. Все три «звена» — поступок, слово, мысль — продукты деятельности человека. Но при переходе от поступка к слову и от слова к мысли произошло утончение. Произнесённое слово мы не видим и не можем его потрогать, но с помощью уха мы ещё воспринимаем телесно тончайшие акустические колебания. Мысль мы уже не способны ни потрогать, ни увидеть, ни услышать. И всё же нужно исходить из того, что в процессе порождения мыслей — так же как и в процессе говорения — что-то возникает; только это «что-то» настолько утончённое, что мы своими телесными органами чувств не можем его воспринять.
Нечувствительное, невидимое и неслышимое не означает несуществующее. Это доказывают многие примеры. Давайте рассмотрим два из них.
В воздухе есть мельчайшие частички, называемые бациллами. Они неощущаемы, невидимы и неслышимы. Но сегодня мы знаем, что эти бациллы бывают смертельно опасны для человека, хотя наши органы чувств не могут непосредственно воспринять этих «врагов».
Другой пример — радиоволны, которые мы также не чувствуем, не видим и не слышим. Но радиоволны можно уловить, передав, приняв и преобразовав их с помощью специального прибора. И они оказывают удивительное воздействие!
Возможно, нам до сих пор не хватало соответствующих приборов, чтобы сделать воспринимаемыми тончайшие действия мыслей?
По этой проблеме существуют интересные научные исследования.
Мартин Шотт
перевод с немецкого